МЕЖДУНАРОДНАЯ
   АКАДЕМИЯ
      ТРЕЗВОСТИ
Аббас – арабский халиф, дядя Мухаммеда Абдул-Баха (1844-1921) – глава бахаев Аввакум Петрович (1620/21-1682) – протопоп, глава старообрядчества Али Нури Мирза Хусейн (Баха-Улла) (1817-1892) – основатель бахаизма Амосов Николай Михайлович (1913-2002) – хирург, академик, член ЦС ВДОБТ Анслингер Гарри (1893-1975) – один из лидеров мирового прогибиционистского движения Асбери Фрэнсис (1745-1816) – первый методистский епископ Белов Василий Иванович (р. 1932) – русский писатель Бенсон Эзра Тафт (1899-1994) – духовный лидер адвентистов седьмого дня Бирюков Павел Иванович (1860-1931) – российский издатель, общественный деятель Бодхихарма (?-528/536) – основатель чань-буддизма Братанов Димитр Цочев (1909-?) – общественный и государственный деятель Болгарии Будда (Сиддхартхе Гаутаме) (623-544 до н.э.) – основатель буддизма Бунге Густав (1844-?) – профессор физиологии, доктор медицины, доктор химии Бутс Уильям (1829-1912) – основатель Армии спасения Вагнссон Рубен (1891-1978) – шведский государственный деятель, президент IOGТ Весли (Уэсли) Джон (1703-1791) – основатель методизма Весли (Уэсли) Чарльз (1708-1788) – основатель методизма Гагарин Станислав Семенович – русский писатель Ганди Мохандас Карамчанг (1869-1948) – индийский религиозный деятель, моралист Георгий Победоносец (?-303) – святой великомученик Гладков Борис Ильич (1847-?) – председатель Всероссийского Трудового Союза Христиан-Трезвенников Горбунов-Посадов Иван Иванович (1864-1940) – русский педагог, писатель, издатель Гхош Ауробиндо (1872-1850) – индийский религиозный философ Дейчман Эммануил Исаакович (1889-1968) – ответственный секретарь Всесоюзного совета противоалкоголных обществ в СССР Дернов Александр Александрович (1851-1923) – председатель Иоанно-Предтеченского Братства трезвости в России Домбровский Август (XIX-XX вв.) – меценат, основатель трезвеннического общества «Северное сияние» в Латвии Достоевский Федор Михайлович – русский писатель Дудочкин Петр Петрович (1916 – 2003) – русский писатель Жданов Степан Иванович (1926-1996) – основатель Международной Славянской Академии Заратуштра (Заратустра) Зороастр (между 10 и 6 вв. до н.э.) – пророк и реформатор древне-иранской религии Ибн Сина (Авиценна) (980-1037) – врач, энциклопедист Иванов Порфирий Корнеевич – основатель учения о здоровом образе жизни Иисус Христос – Богочеловек, Сын человеческий Иоанн (Снычев Иван Матвеевич) (1927-1995) – митрополит С.-Петербургский и Ладожский Русской православной церкви Иоанн Златоуст (347-407) – святой Русской Православной Церкви Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча) – предшественник Иисуса Христа Иоанн Кронштадтский (Сергиев Иван Ильич) (1829-1908) – святой Русской Православной Церкви Иоанн Лествичник (до 579-ок. 649) – византийский религиозный писатель Караваев Виталий Васильевич (1913-1985) – основатель караваевского движения в России Карлсон Свен-Олоф – президент IOGT Катанов Николай Федорович (1862-1922) – профессор, лидер трезвеннического движения в России Кёртис Натаниэль (1801-1863) – лидер международного трезвеннического движения Ковен (Кальвин) Жан (1509-1564) – основатель Кальвинизма Кокушкин Яков Карпович (1892-1984) – зачинатель V этапа трезвеннического движения в СССР Колстад Хельге (р. 1944) – деятель мировою трезвеннического движения Конфуций (Кун-цзы) (551-479 до н.э.) – основатель конфуцианства Красноносов Игорь Александрович (1923-1999) – русский социолог, основатель 5 этапа трезвеннического движения в России Крепелин Эмиль (1856-1926) – немецкий психиатр, основатель научной школы Кун Леврет – основатель Международной организации обществ трезвости (IOGT) Лао-цзы (VII в. до н.э.) – основатель философского даосизма в Китае Ларин Юрий (Ларин Михаил Александрович, Лурье Михаил Зальманович) (1882-1932) – председатель Всесоюзного совета противоалкогольных обществ в СССР Левский Васил (1837-1873) – прародитель трезвеннического движения в Болгарии Линкольн Авраам (1809-1865) – 16-й президент США, сторонник сухого закона Мальцев Терентий Семенович (1895-1994) – русский полевод, народный академик Маркуссон Аке – президент IOGТ Мать Тереза (Агнесс Гонджа Бояджиу, Болдиску) (1910-1997) – лауреат Нобелевской премии Матью Теобальд (1790-1856) – капуцинский монах в Ирландии Миклухо-Маклай Николай Николаевич (1846-1888) – русский этнограф Миллер Уильям (1782-1849) – основатель адвентизма Мухаммад Абд аль-Ваххаб (1703/04-1792) – основатель ваххабизма Мухаммед (Магомет, Магомед) (570-632) – основатель ислама, пророк Носов Николай Николаевич (1908-1976) – русский писатель Орне Джонатан (1825-1890) – руководитель Международной организации добрых храмовников Павлов Иван Петрович (1849-1936) – советский академик, физиолог Пророк Даниил – праведник, мудрец Рабиндранат Тагор (1861-1941) – индийский писатель и общественный деятель Рамакришна Шри (Гададхар Чаттерджи) (1836-1886) – индийский мыслитель Рачинский Сергей Александрович (1843-1902) – народный учитель в России Раш Бенджамин – проповедник трезвости в США Свами Прабхупада (1896-1977) – основатель Международного общества сознания Кришны Святослав – князь Киевской Руси Серафим Саровский – святой Русской Православной Церкви Сергий Радонежский (Варфоломей) (1314/1319-1392) – святой Русской Православной Церкви Сеченов Иван Михайлович (1829-1905) – создатель русской физиологической школы Сикорский Иван Алексеевич (1842-1919) – русский психиатр, публицист Смит Джозеф младший (1805-1844) – основатель Церкви Иисуса Христа святых последних дней в США Смит Мервин (XIX в.) – лидер международного трезвеннического движения Сократ (470-399 до н.э.) – древнегреческий философ Соловьев Александр Титович (1853-1919) – председатель Казанского общества трезвости Тенев Иван (1913-1976) – председатель Национального комитета трезвенности Болгарии Тёрнбул Уильям (1842-1925) – руководитель Международной организации добрых храмовник Тициан – итальянский живописец Толстой Лев Николаевич (1829-1910) – русский писатель Углов Федор Григорьевич (1904-2008) – русский хирург, академик Финч Джон (1852-1887) – деятель международного трезвеннического движения Фишер Анна Клара (1921-1967) – президент Немецкого союза женщин-трезвенниц Фокс Джордж (1624-1691) – основатель квакеров Фокс Чарлз (1873-1929) – основатель пятидесятничества Форель Август (Огюст) (1848-1931) – швейцарский невропатолог, президент Нейтрального IOGT Форсайт Джесси (1847-1937) – деятель международного трезвеннического движения Франклин Бенджамин (Вениамин) (1706-1790) – американский государственный деятель Худолин Владимир (XIX-XX вв.) – профессор, основатель Международного движения семейных клубов трезвости Чамберс Гарри (1803-1896) – лидер международного трезвеннического движения Чейз Симеон (?-1909) – лидер международного трезвеннического движения Челышов (Челышев) Михаил Дмитриевич (1866-1915) – депутат Государственной Думы России Чуриков Иван (XIX-XX вв.) – лидер движения чуриковцев в России (духовных христиан-трезвенников) Шичко Геннадий Андреевич (1922-1986) – лидер трезвеннического движения в СССР, создатель метода избавления от зависимостей Шри Ауробиндо Гхош (1872-1950) – индийский философ, мыслитель Штубер Вилли (1928-1996) – президент Интернационального союза безнаркотического воспитания

Основные термины и понятия, применяемые в антинаркотической воспитательно-профилактической работе с подростками и молодежью

Р


Ранний (подростковый) алкоголизм - подразумевает развитие хотя бы 1-й стадии алкоголизма в возрасте до 18 лет.


Резервы здоровья – совокупность резервных возможностей всех физиологических систем организма. Количественная характеристика Р.з. в виде интегрального показателя пока затруднена, поскольку отсутствует корректная методика выявления «весовых коэффициентов» для каждой из составляющих. Не решен пока и вопрос о «цене» мобилизации резервов. На этот счет существуют крайне противоположные суждения.


Рекреация (лат. recreatio – восстановление) – восстановление работоспособности посредством научно обоснованной организации отдыха. С 60-х годов XX века Р. рассматривают как собирательное понятие, охватывающее широкий спектр проблем, связанных с оздоровительным отдыхом, и предполагающее комплексный, системный подход к их организации и планированию.


Релаксация – (relaxatio; лат. ослабление напряжения)в медицине – 1) расслабление скелетной мускулатуры; 2) снятие психического напряжения.


Релаксопедия – способ обучения, использующий релаксацию (расслабление) в педагогических и антиалкогольных целях. Основу Р. составляет обучение особому состоянию человека, достигаемому, главным образом внушением и самовнушением.


Ремиссия – (от лат. remitto - отпускать, ослаблять) – этап течения болезни, характеризующийся временным ослаблением или исчезновением ее проявлений.


Ресоциализация – педагогически ориентированная и целесообразная комплексная система воздействия на дезадаптированных несовершеннолетних с целью восстановления нарушенных у них механизмов адаптации и формирования устойчивых навыков удовлетворения жизненно важных потребностей социально допустимыми способами.


Ресурс здоровья – сумма доступных средств для повышения потенциала (уровня) здоровья. Различают Р.з. индивидуальные и общественные.


Рефлексия – (лат. reflexio - отражение) – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния.


Рефлексотерапия – (от лат. reflexus - отражение + греч. therapeia - уход, лечение) – общее название некоторых методов лечения, основанных на раздражении (механическом, термическом и др.) определенных зон (точек) поверхности тела (активных точек); включает иглоукалывание, аурикулотерапию, электропунктуру и др.


Рецидив – (от лат. recidivus - возвращающийся) – повторное появление признаков болезни после ремиссии.


Ритмопедия. Метод разработан в Кишиневском университете. Р. использует ритмическую стимуляцию органов чувств, как инструмент для формирования состояния обучаемых, благоприятного для усвоения данного вида информации. С этой целью используются воздействия на зрительный и слуховой анализаторы низкочастотными ритмами и раздражителями, к каковым относятся музыка, свет, цвет. В результате, в мозгу формируется блок устойчивого возбуждения, быстро пропускающих весь поток информации, воспринимаемый мозгом.


Ритуальная посуда для самоубийства /профессионализм/ – емкости для алкогольно-наркотических смесей и разведений. В программе, заставляющей человека отравляться, маскируется словами: «рюмки», «фужеры», «бутылки», «графинчики», «стопочки» и другими. / по А.А.Звереву/


Руководство трезвенническим воспитанием – деятельность направляющего характера, связанная с определением основных целей трезвеннического воспитания и путей их достижения. В функции административного руководства входят планирование, координирование и оценка различных видов деятельности, использование имеющихся кадровых, технических и финансовых ресурсов, привлечение, подготовка и усовершенствование трезвеннических кадров.


С


Самоактуализация – стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих возможностей, к актуализации собственного личностного потенциала. Термин С. явл. центральным для гуманистической психологии, рассматривающей личность как уникальную целостную систему, представляющую собой не нечто заранее данное, а открытую возможность С., присущую только человеку.


Самоактуализирующая личность – тип личности (по классификации А.Маслоу), для которой характерно непрерывное стремление к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Признаками ее являются: эффективное восприятие реальности и комфортное отношение к ней; принятие себя, других, природы… такими, как они есть; спонтанность, простота, естественность; личная автономия; центрированность на задаче, а не на себе; трезвое творчество в деятельности; сопротивление раскультурированию и другие. С.л. свойственны дружелюбие, отсутствие агрессивности, способность к глубоким привязанностям и трезвому общению, проявление независимости, принципиальности, способность к творчеству и активному саморазвитию.


Самоанализ – анализ индивидом собственных поступков и переживаний, или рефлексия (от позднелат. reflexio –обращение назад, отражение), явл. неотъемлемой частью психотерапевтического процесса.


Самовнушение, или аутосуггестия, - процесс внушения, адресованный самому себе. С. позволяет субъекту вызывать у себя те или иные ощущения, восприятия, управлять процессами внимания, памяти, эмоциональными и соматическими реакциями.


Самоконтроль – это процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением в условиях противоречивого влияния социального окружения или собственных биологических механизмов, в частности при склонности к навязчивым влечениям, подверженности импульсивным порывам и сильной зависимости от внешних влияний.


Самоповреждающее поведение – намеренные действия, предпринимаемые и совершаемые индивидом, результатом которых является переживание боли, страдания от телесных травм.


Саморазрушающее поведение – поведение, представляющее непосредственную угрозу для жизни подростка, ущерб для его здоровья; поведение с пагубными последствиями для нравственного и социального развития индивида.


Самочувствие – субъективный показатель, отражающий уровень физических и психических возможностей человека.


Санитарная культура – сумма показателей, характеризующих уровень осведомленности в вопросах санитарии и личной гигиены, поведение человека и степень его активности в области охраны здоровья и оздоровлении окружающей среды.


Санитарное просвещение – система мероприятий по распространению санитарно-гигиенических знаний, направленная на формирование санитарной культуры населения. Система С.п. использует все формы распространения информации: устные беседы, изобразительное искусство, печать, радио, телевидение, кино, народные университеты и пр.


Саногенез (лат. sanitas – здоровье, греч. genesis – происхождение) – динамический комплекс защитно-приспособительных процессов, возникающих при воздействии на организм чрезвычайного раздражителя, развивающихся на всем протяжении болезни (от состояния предболезни до выздоровления) и направленных на восстановление нарушенной саморегуляции организма.


Санология – учение о мерах и механизмах борьбы организма с болезнью. Это учение было истолковано Ю.П. Лисицыным, утверждавшим, что С. – наука об общественном здоровье и о здоровье здоровых.


Свободное время – часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающаяся у человека (группы, общества) за вычетом непременно необходимых временных затрат. В структуре С.в. выделяют активную творческую (в т.ч. общественную) деятельность, учебу, самообразование, культурное (духовное) потребление (чтение газет, посещение кино, театров и т.д.), спорт и т.д., любительские занятия, занятия и игры с детьми, общение с другими людьми.


Седативные средства (от средневекового лат. sedativesуспокаивающий) – психотропные средства успокаивающего действия (напр., бромиды, препараты валерианы).


Седативы – любой из депрессантов центральной нервной системы, обладающий свойством снижать тревожность и вызывать спокойствие и сон. Некоторые такие препараты тоже вызывают амнезию и расслабление мускулов. К седативам относятся бензодиазепины, барбитураты, а также алкоголь и иные вещества.


Семейная педагогика – отрасль педагогической науки: объект – процесс – закономерности, противоречия, специфика формирующего влияния семьи. Источниками С.п. являются этнопедагогика, теория воспитания, педагогическая психология.


Семейная терапия - работа проводимая в семье, где один из членов семьи пьет. Кто-то из супругов или дети могут пострадать и нуждаются во внимании общества или мед. учреждений. Успех лечения алкоголика может зависеть от понимания или недостатка понимания тех, среди кого он (она) живет. Поэтому весьма желательно включить в процесс избавления всю семью. (по Х. Колстаду).


Семьи группы социального риска (неблагополучные) – семьи, в которых затруднены или в зависимости от различных причин не созданы условия для нормальной жизнедеятельности ее членов и эффективного выполнения важнейших семейных функций – репродуктивной и воспитательной. С.г.с.р. подразделяются на: 1) семьи с социально-экономическими факторами риска (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия); 2) семьи с медико-санитарными факторами риска (экологически неблагоприятные условия, хронические заболевания родителей и особенно, матери, антисанитария и пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами, неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери); 3) семьи с социально-демографическими факторами риска (неполная, либо многодетная семья, семья с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми); 4) семьи с социально-психологическими факторами риска (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями); 5) семьи с криминальными факторами риска (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши, проявления жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, приверженных к квазикультуре преступного мира). (по С.А. Завражину)


Сивушник – алкоголепийца, который зловредным делом и лживым словом активно препятствует распространению трезвости и порочит ее. Большой вред приносят С., связанные со средствами массовой информации и искусством. Термин образован от слова «сивуха», которым обозначают сивушное масло и плохо очищенную водку. (Г.А. Шичко)


Сивушное масло – представляет собой смесь (С310) одноатомных алифатических спиртов, эфиров и других соединений (всего около 40 компонентов, 27 из которых идентифицировано), получаемых при ректификации спирта-сырца. Часть из них неизбежно остается в ректификате. Состав С.м. приведен в таблице.

Компоненты

Сивушное масло из:

зерна %

картофеля %

патоки %

Изоамиловый спирт

Изобутиловый спирт

Н-пропиловый спирт

Н-бутиловый спирт

Изопропиловый спирт

Метиловый спирт

Гексиловый спирт

Диэтиловый эфир

Ацетальдегид

Метилацетат

Ацетон

Этилацетат

Метилпропионат

Диацетил

Уксусная кислота

Пропионовая кислота

Изомасляная кислота

Масляная кислота

Изовалериановая кислота

Н-валериановая кислота

31,0

10,9

11,2

0,018

следы

0,013

0,32

следы

0,00028

0,0005

0,004

0,001

0,0075

0,019

нет

0,189

нет

0,037

0,00155

0,155

80,5

18,1

10,0

0,3

нет

нет

0,66

0,00035

0,00004

0,0005

0,00015

следы

0,001

нет

0,26

0,39

нет

0,0515

0,011

0,244

25,1

12,5

10,7

следы

нет

следы

0,27

0,0002

0,00035

0,000075

следы

0,000075

0,0004

0,029

0,2

нет

0,029

нет

нет

0,0297

Высшие спирты с числом углеродных атомов до 10 растворимы в воде и поэтому легко перегоняются с паром. С.м. придает спирту дополнительный неприятный специфический запах и вкус. В винах присутствуют также малотоксичные ненасыщенные и многоатомные алифатические и ароматические спирты, которые определяют их некоторые свойства.


Симптом – (греч. symptoma - совпадение, признак) – признак патологического состояния болезни.


Симуляция – (от лат. simulation - притворство) – имитация человеком симптомов болезни, которой у него нет.


Синдром – (греч. syndrome - стечение признаков болезни; син. симптомокомплекс) – совокупность симптомов, объединенных единым механизмом болезни; иногда этим термином обозначают самостоятельные стадии (формы) болезни.


Синдром физической зависимости. Он включает следующее: физическое (компульсивное) влечение, способность достижения физического комфортав интоксикации и абстинентный синдром.


Система здравоохранения – совокупность взаимосвязанных мероприятий, которые содействуют укреплению здоровья и проводятся на дому, в учебных заведениях, на рабочих местах, в общественных местах, в общинах, в физическом и психосоциальном окружении, а также в секторе здравоохранения и связанных с ним секторах.


Система трезвеннического воспитания в школе:

1. Научная, теоретическая, методическая и организационная подготовка студентов педагогических вузов, педагогов, родителей, общественности и трудовых коллективов по трезвенническому воспитанию школьников: а) приобретение научных трезвенных знаний; б) использование этих знаний в практической деятельности по утверждению трезвого образа жизни школьников.

2. Формирование трезвого образа жизни учащихся в школе, в семье и по месту жительства путем привлечения к этой работе внешкольных, культурно-просветительных, физкультурно-спортивных, медицинских и правоохранительных учреждений; высших и средне-специальных медицинских и педагогических учебных заведений; родителей учащихся; членов общественных организаций и средств массовой информации и пропаганды: а) освоение учащимися научных трезвенных знаний; б) превращение научных трезвенных знаний в трезвенные убеждения, в активную трезвенную позицию, в руководство к трезвеннической деятельности; в) преодоление алкогольных предрассудков, трезвенных предубеждений и эпизодического пьянства школьников; г) освоение учащимися вариантов способов трезвенной деятельности до образования трезвенных привычек.


Ситуация – смена внешних условий, отмечаемая человеком (осознанно или на уровне подсознания). Ситуация в общем случае применительно к самоотравлению выступает, как пусковой сигнал, который и запускает программу и весь процесс самоотравления. Здесь нужно отметить интересный момент. Люди редко четко замечают саму ситуацию. Обычно сигнал от нее тут же забивается более мощным сигналом от блока «внутренних состояний».

Например, человек встречает друга, такого же табачного отравленника и они начинают совместно отравляться табачным ядом. Если их спросить, почему они это начали делать, то оба ответят, что им «захотелось закурить». Пусковая ситуация – «Встреча друга-отравленника» прошла мимо их сознания. На умение распознать соблазнительную ситуацию нужно обращать особое внимание в курсе по освобождению от табачно-алкогольно-наркотической зависимости. (по А.А. Звереву)


Скука – психическое состояние, вызванное отсутствием интересных стимулов и проявляющееся в снижении уровня ясности сознания.


Следствие – то, что следует из чего-нибудь; вывод, результат чего-нибудь.


Случайник (случайно пьющий) – питейно запрограммированный человек, эпизодически употребляющий спиртные изделия. ( по Г.А. Шичко)


Смертность – число людей, умерших за определенный период (например, за год) по отношению к условному их числу (как правило, на 1000 человек), обитающему на какой-либо ограниченной территории, занимающемуся какой-либо конкретной деятельностью, или ко всей рассматриваемой популяции.


Смерть биологическая – полное прекращение всех обменных процессов в организме, необратимые изменения в тканях и органах. Биологическая смерть в отличие от клинической – состояние необратимое, означающее прекращение существования организма.


Смерть клиническая – состояние организма, при котором отсутствуют видимые признаки жизни (сердечная деятельность, дыхание и т.д.), угасают функции центральной нервной системы, но сохраняются обменные процессы в тканях. С.к. у человека длится несколько минут и переходит в биологическую смерть.


Снижение предложения – общий термин, используемый для обозначения политических мер или программ, нацеленных на запрещение производства и распространения ал-ля и др. наркотиков, в особенности правоохранительные стратегии снижения предложения нелегальных наркотиков.


Снижение спроса – общий термин, используемый для описания политических мер или программ, направленных на снижение спроса потребителей на психоактивные в-ва. Это первоначально относилось к образовательным, лечебным и реабилитационным стратегиям, в противоположность правоохранительным стратегиям, нацеленным на запрещение производства и распространения наркотиков.


Снижение ущерба – в применении к ал-лю и иным наркотикам намечает политические меры или программы, которые прямо направлены на снижение ущерба, вызываемого использованием ал-ля или наркотиков. Этот термин используется в особенности для мер и программ, которые нацелены на снижение ущерба без обязательного воздействия на потребление лежащего в основе проблемы наркотика. С.у. камуфлирует проблему наркотизма, не решая его сути.


Соблазнители – люди, предметы, здания, рекламные сооружения, способные запускать программу самоотравления табачно-алкогольно-наркотически запрограммированного человека.


Соблазнительные ситуации – ситуации, способные запускать программу самоотравления у табачно-алкогольно-наркотически запрограммированного человека.


Собриализация – сложный, многогранный процесс включения человека в трезвенную политику, приобретения им трезвеннических качеств, противонаркотических черт, усвоения трезвеннического опыта и реализации собственной сущности посредствам выполнения определенной роли в практической трезвеннической деятельности.


Собриальная экология – научная дисциплина, изучающая закономерности взаимодействия различных подсистем человеческого общества с окружающей средой и формирующая на этой основе комплексную программу оптиматизации социальной деятельности по преобразованию природы и становления трезвого человека. В качестве ее эквивалентов часто употребляются термины «глобальная экология», «ноогеника», «ноология», «экология человека» и др.


Собриология (от лат. sobrietas – трезвость) – наука о путях достижения трезвости, в том числе в молодежной среде. В СССР и России основы С. разрабатывали и разрабатывают И.А. Красноносов (Орел), Г.А. Шичко (СПб), А.Н. Маюров (Н. Новгород), В.А. Рязанцев (Николаев), Г.Я. Юзефович (Хабаровск), А.Н. Якушев (Ставрополь), А.А.Зверев (Тюмень), Н.А.Гринченко (Елец), В.П.Кривоногов (Красноярск), С.С.Аникин (Красноярск), Е.Г.Батраков (Абакан), Ф.Н.Петрова (Тюмень), В.В.Корченов (Москва), А.М.Карпов (Казань), Н.В.Январский (Ижевск), К.Г.Башарин (Якутск), В.А.Бондаренко (Краснодар), Толкачев В.А. (Минск), С.И.Троицкая (С.Петербург) и др. К видным зарубежным собриологам можно отнести Д. Разерфорда (Англия), Х. Колстада (Норвегия), В. Штубера (Швейцария), Ф. Линдемана (ФРГ), Я Моравского (Польша), А. Чекаускаса и др.


Собриология быта – специальная собриологическая теория, изучающая социальные отношения, антиалкогольную и антинаркотическую деятельность и трезвенное или алкогольное поведение людей в области быта. Быт – внепроизводственная сфера человеческого бытия, выражающая как повседневные отношения между людьми, прежде всего в семье, так и исторически сложившуюся форму удовлетворения личностью материальных и духовных потребностей индивида, образующихся под воздействием социально-групповых, национальных традиций, привычек, закрепляющихся в сфере этносоциальной психологии.


Собриология воспитания – специальная собриологическая теория, которая изучает законы, закономерности и тенденции воспитательного процесса в широкой взаимосвязи с другими антиалкогольными и антинаркотическими процессами. Как и собриология образования, С.в. в отличие от общей педагогики призвана изучать проблемы не только организованных трезвеннических воздействий, но и неорганизованной противоалкогольной среды, а также процессы стимулирующего антиалкогольного воспитания. Объектом исследования в С.в. явл. личность и многообразие ее специальных проявлений, а также коллективы, социальные группы, нации и народности, общество в целом.


Собриология культуры – специальная собриологическая теория, изучающая закономерности функционирования трезвеннической культуры в обществе. Она исследует место и роль трезвеннической культуры в общественной системе; культурную деятельность и культурный уровень тех или иных социальных и социо-демографических групп; потребности в этих группах населения в отрезвлении, состояние и функционирование социальных институтов и учреждений культуры, как сферы производства, так и в сфере потребления культуры; состояние и деятельность кадров работников культуры. С.к. занимается также прогнозированием и планированием развития трезвеннической культуры, ее социальных институтов и учреждений.


Собриология медицины и здравоохранения – отрасль собриологии, которая объединяет исследования, направленные на изучение закономерностей антинаркотических проблем, явлений и фактов в сфере медицинского обслуживания и формирования здорового и трезвого образа жизни. Эту отрасль собриологии некоторые ученые ограничивают социальными проблемами медицины. Однако, такое ограничение условно, т.к. медицинская деятельность явл. лишь одной из подсистем (хотя и основной) сферы здравоохранения.


Собриология молодежи – отрасль собриологической науки, которая изучает особенности социализации и воспитания, вступающих в жизнь поколений, образа жизни молодежи, формирование ее ценностных ориентаций, в т.ч. формирование здорового трезвого образа жизни, выполнение социальных ролей различными группами молодежи и т.п.


Собриология морали – специальная собриологическая теория, которая изучает закономерности функционирования морали, нравственности на различных социальных уровнях общества. Объектом ее исследований является трезвая личность, безалкогольный коллектив и другие социальные общности. Методологической основой С.м. служат диалектико-материалистические принципы познания нравственных процессов и явлений конкретно-исторических, системный, комплексный подходы к явлениям нравственной жизни. С.м. занимается изучением антиалкогольного и антинаркотического образования и функционирования нравственных систем, формирования становления и развития нравственных процессов и условий управления ими, разрабатывает оптимальные модели – отрезвления коллективов и других социальных групп, выявляет состояние и пути совершенствования трезвеннической культуры личности, коллективов и других социальных общностей.


Собриология образования – специальная собриологическая теория, которая изучает не только особенности образовательного антиалкогольного процесса, но и взаимосвязи системы образования с другими подсистемами общества, социальными институтами, связь образовательного процесса с другими социальными процессами, влияние антиалкогольного образования на развитие общественных отношений, эффективность трезвенной и других видов социальной деятельности. Предметом С.о. является субреальный процесс получения людьми противоалкогольных знаний, приобретение ими антинаркотического опыта на основе этих знаний, формирования у них трезвеннического, и в целом здорового потенциала (с учетом конкретных социальных условий и обстоятельств, объективных и субъективных факторов), влияние образовательного уровня на здоровье и трезвый образ жизни, формы жизнедеятельности вплоть до конкретных актов поведения и социальной реакции людей.


Собриология свободного времени – одно их основных направлений антиалкогольных и антинаркотических исследований, предметом которого явл. изучение части бюджета времени трудящихся и всего населения, используемой для отдыха и занятий по их свободному выбору. Свободное время – часть времени, высбожденная для людей от непреложных дел в результате социального развития общества и являющаяся сферой их свободной деятельности, обусловленной, в конечном счете, всей совокупностью социальных отношений данного общества и уровнем развития каждой личности.


Собриология семьи – специальная собриологическая теория, исследующая процесс возникновения, развития и функционирования семьи – одной из важнейших первичных ячеек общества. Семья рассматривается как социальный институт и малая социальная группа. Различают два основных направления в С.с.: 1) исследование теории семьи и 2) анализ современной семьи, исповедующий здоровый и трезвый образ жизни. В рамках второго направления, в свою очередь, можно выделить: а) исследования внутрисемейных отношений и б) изучение взаимодействия семьи общества.


Совестливый трезвенник - человек, который живет трезво, потому что жить по-другому ему совесть не позволяет. Жить по-другому – это плохо, безнравственно, стыдно. (по С.С. Аникину)


Содержание алкоголя в крови. В судебной медицине С.а.к. определяют по формуле, в которой принятое количество делится на вес тела в килограммах и специфический фактор пола (0,7 или 0,6). Например, мужчина весом 80 кг потребляет 59 г водки с 40% содержанием спирта (т.е. 20 г чистого ал-ля).

Формула гласит:

20 / 80 * 0,7 = 0,36 промилле

Итак, концентрация алкоголя в его крови составляет 0,36 промилле. У женщины же весом 50 кг, выпившей столько же водки, данный показатель будет равен 0,66 промилле.


Содержание трезвеннического воспитания – совокупность собриологических знаний, предназначенных для усвоения и практического применения индивидом, группой лиц, социальной общностью. С.т.в. составляют вопросы, касающиеся различных аспектов, способствующих формированию культуры здоровья, профилактики отклоняющегося поведения и др.


Сознание – высшая, свойственная лишь человеку форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения.


Сознание нравственное – одна из сторон, образующих человеческое сознание. Включает в себя как эмоционально-волевые, так и познавательные компоненты. Является сердцевиной духовной жизни личности и общества. С.н. производит оценку поступков (своих и чужих) с точки зрения добра и зла; это одно из важнейших мотивообразующих начал человека. В него входят совесть, чувство долга, стыда, трезвость и др.

С С.н. соотноситься понятие поведения нравственного. Между С.н. и поведением существует несоответствие, поскольку влечения человека часто расходятся с требованиями С.н. В этом проявляется противоречие между мыслью и действием, словом и делом, намерениями и поступками.

Изучению состояния и изменения С.н. придает значение, поскольку действия личности и масс, малые и большие исторические события не могут быть объяснены без учета морального фактора.


Сознательный воздержанник – человек табачно-алкогольно-наркотически запрограммированный, но в настоящий момент, находящийся в режиме сознательного воздержания от отравления любыми наркотическими ядами и сознательно работающий над очищением своего сознания и подсознания от программы самоотравления до полного освобождения. Это режим временный, переходный.


Сознательный трезвенник – трезвенник, хорошо знающий алкогольную проблему и на основе этого осмысленно избравший безалкогольную жизнь. (Г.А. Шичко) С.т. – человек, знакомый с приемами и методами программирования на отравление табачно-алкогольно-наркотическими ядами и свободный от табачно-алкогольно-наркотической запрограммированности. Режим сознательный и постоянный. С.т. – человек, хорошо усвоивший алкогольную проблему, постигший и осознавший вредность алкоголя, в связи с чем, ставший не только убежденным, но и воинственным трезвенником, пропагандистом трезвеннических идей, борцом за установление трезвости в стране и мире. К примеру, членами Союза борьбы за народную трезвость и Международной Академии Трезвости являются в основном С.т.


Сомнамбулизм – (лат. somnus - сон +ambulo - бродить; син.: снохождение, автоматическое блуждание, лунатизм) – сумеречное помрачнение сознания в форме блуждания во сне с выполнением привычных движений и действий; сопровождается амнезией.


Сомнамбулизм гипнотический – выполнение в глубокой стадии гипноза сложных движений и действий, внушенных гипнотизирующим.


Составляющие культуры здоровья:

  1. Физическая (физическая активность, физическое благополучие, физические ограничения, наличие или отсутствие вынужденного пребывания в постели).
  2. Психическая (психологическое благополучие, контроль поведенческих и / или эмоциональных реакций, познавательное функционирование, наличие или отсутствие беспокойства / депрессии).
  3. Социальная (контакты с людьми, социальные ресурсы).
  4. Ролевая (ролевое функционирование, т.е. свобода в выполнении обычных ролей дома, на работе, в школе).
  5. Общее восприятие благополучия (самооценка текущего здоровья, перспектива культуры здоровья, боль: интенсивность, частота, длительность).

В отечественных представлениях о составляющих культуры здоровья первое место занимает нравственный аспект. Нравственная составляющая – это мотивация здорового и трезвого образа жизни, установка на долгую и полноценную жизнь, отсутствие иждивенческого отношения к медицине, самостоятельная активность в формировании и укреплении собственного здоровья, уважительное и бережное отношение к жизни и здоровью других людей.


Состояние опьянения – искусственно вызванный психоз, при котором люди начинают чувствовать себя людьми веселыми или беззаботными, или «счастливыми» или трагически несчастными, униженными и оскорбленными.


Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов трезвенного поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. С. происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов общественного бытия, так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых в процессе воспитания условий.


Социальная запущенность – состояние формирующейся личности ребенка, при которой нарушения и деформации процесса социализации обусловлены социально-педагогическими причинами и носят злокачественный характер. С.з. учащиеся не только плохо учатся, имеют хроническую запущенность по предметам учебной программы и оказывают сопротивление педагогическим воздействиям, но, в отличие от педагогически запущенных, профессионально не ориентированы, у них не сформированы полезные навыки и умения, сужена сфера интересов. Они характеризуются глубоким отчуждением от семьи и школы, их формирование и социальное развитие идет в основном под влиянием асоциальных, криминогенных подростковых и молодежных групп, усвоение норм и ценностей которых приводит к деформации сознания, ценностных ориентаций и социальных установок несовершеннолетних. Для С.з. подростков характерны различные серьезные социальные отклонения ( бродяжничество, курение, пьянство, наркомания, аморальное поведение, правонарушения, преступления). (по С.А. Завражину)


Социальная изоляция – исключение из пространства социальной коммуникации путем принудительного помещения в специальные учреждения (колонии, тюрьмы, психиатрические лечебницы и т.д.).

Мерам С.и. могут быть подвергнуты несовершеннолетние с особыми медицинскими показателями, характеризующиеся откровенно аморальным, антиобщественным поведением или совершившие преступное деяние. В зависимости от медицинского диагноза, возраста, пола, психофизических особенностей личности несовершеннолетнего, тяжести совершенного деяния он может быть принудительно помещен в спецучреждения (наркодиспансер, психиатрическую лечебницу, спецшколу, ВК и т.д.). (по С.А. Завражину)


Социальная педагогика – автономная отрасль педагогики, изучающая воспитательные возможности общества и пути педагогизации социальной среды в целях полноценного развития человека в течение всей жизни.

Понятие «С.п.» было впервые использовано немецким педагогом А. Дистервегом в середине XIX в., однако до сих пор не имеет однозначного толкования. Наиболее глубокие связи у С.п. с группой психологических и социологических дисциплин: социальной, возрастной, педагогической, общей психологией, психологией развития; общей социологией, социологией воспитания, социологией девиантного поведения, собриологией.


Социальная психотерапия. Задача С.п. – с помощью психотерапевтических воздействий не только лечить болезни, осуществлять психогигиенические и психопрофилактические мероприятия, но и улучшить социальное поведение индивида. При этом не делаются различия между психически больными, преступниками, лицами с отклонениями в поведении и т.д.


Социальное благополучие – отражает степень удовлетворенности человека местом и ролью в обществе – работой, отношениями с коллегами, контактами с друзьями и знакомыми, уровнем и качеством жизни.


Социальное отклонение – такое проявление деятельности, образа жизни, поведения индивида, которое противоречит социальной нормативности. Отклонение от нормы является социальным ввиду того, что сама норма выступает как социальный регулятор поведения, имеющая общественный характер. Классическое С.о. – потребление табака, алкоголя и др. наркотиков.


Социальные ценности в отношении культуры здоровья – разновидность социальных ценностей; рассматриваются как значимость явлений и предметов реальной действительности, имеющих отношение к здоровью, с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности. В более узком смысле С.ц.о.к.з. представляют собой нормы, выступающие в функции регуляторов поведения индивидов и групп.


Социотерапия. Понятие С. в литературе многозначно. Одни авторы используют его как синоним терапии средой, другие понимают под этим терапевтическую активность социальных работников и социальных терапевтов, третьи – совокупность терапевтических приемов из области терапии занятостью, трудотерапии и реабилитации.


Спирт этиловый – легковоспламеняющаяся бесцветная жидкость жгучего вкуса и неприятного запаха, отличается высокой токсичностью, относится к сильнодействующим наркотикам. Химическая формула – С2Н5ОН. Синонимы: этанол, этиловый алкоголь, винный спирт. С.э. – яд общего действия, но оказывает особо пагубное влияние на центральную нервную и сердечно-сосудистую системы, а также на печень. Смертельное количество для взрослого 300-400- мл 96% спирта при приеме его в течение часа или 250 мл – в течение 30 мин. Для детей смертельной дозой могут быть 6-30 мл 96% этанола. (Справочник по токсикологии «Неотложная помощь при острых отравлениях».-М., 1977, с.105).


Спонтанный – (лат. spontaneous) – самопроизвольный, возникающий без внешнего воздействия (о биологическом эффекте, болезни).


Сравнительный анализ в собриологии – разновидность вторичного анализа собриологической информации, состоящая в сравнении результатов частных исследований, проведенных на разных объектах или в разное время одним или разными исследовательскими коллективами с целью обобщения собриологической информации и обеспечения ее качества. С.а.с. используется для обобщения результатов однотипных локальных исследований с целью получения широких выводов, касающихся крупных регионов и масштабных объектов С.а.с. реализует потребность в межрегионных сравнениях и в изучении временной динамики социальных объектов, лежащей в основе прогнозной деятельности. Важным направлением С.а.с. явл. обеспечение высокого качества и надежности антиалкогольной и антинаркотической информации. Поскольку повторение собриологического исследования с целью контроля за его качеством практически невозможно, большое значение приобретает сравнение результатов однотипных исследований, проведенных приблизительно в одно время разными авторами. Хотя согласованность результатов разных исследований не служит абсолютной гарантией их истинности и не может заменить такой критерий, каким явл. общественная практика, тем не менее, она свидетельствует в пользу гипотезы о правильности полученных результатов. С.а.с. способствует повышению экономичности исследовательских проектов, т.к. позволяет отказаться от проведения самостоятельных крупномасштабных опросов и ограничиться уже собранной другими исследователями информацией. Предпосылкой С.а.с. явл. сопоставимость собриологической информации, результатов собриологических исследований.


Среда социальная – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности.


Средняя продолжительность предстоящей жизни – число лет, которое в среднем предстоит прожить данному поколению родившихся или числу сверстников определенного возраста при условии, что на протяжении всей последующей жизни, т.е. при переходе из одной возрастной группы в последующую, старшую, коэффициент смертности будет оставаться таким же, каким он был на годы составления таблицы смертности.

При оценке общественного здоровья необходим системный подход, позволяющий рассматривать его как сложную динамическую систему, содержащую множество интегрально связанных составляющих элементов и взаимодействующую с другими многочисленными социальными и природными системами. Состояние здоровья индивидуума может быть установлено на основании субъективных ощущений конкретного человека в совокупности с данными клинического обследования с учетом пола, возраста, а также социальных, климатических, географических и метеорологических условий, в которых живет или временно находится человек.


Средства трезвеннического воспитания – способы реализации методов трезвеннического воспитания, основанные на речи, изображения действий, а также реальные предметы (приспособления), имеющие отношение к антинаркотической тематике. К ним относятся: речевые средства; устные речевые средства; письменные речевые средства; листовка; буклет; памятка; книга; лозунг; журнал; газета; рецепт; автоматический справочный информатор; «бегущая строка»; изобразительные средства; плакат; фотография; картотека; диапозитив; диафильм; открытки для раскрашивания; символ; искусственный предмет; малоформатные изобразительные средства; изобразительно-речевые средства; действия как средства; предметные средства и т.д.


Средство – то, с помощью чего достигают цели.


Стадии алкоголизма – степени тяжести алкогольного страдания.

Специфическая особенность алкоголиков – потребность в этиловом спирте, по мере пьянства она изменяется. В зависимости от ее выраженности различают три стадии алкоголизма, которые имеют порядковые номера или разные названия. Первая стадия характеризуется слабой выраженностью потребности; вторая – средней, третья – сильной. Физиологическими спутниками потребности в этаноле являются: переносимость алкоголя (толерантность), подавленность рвотного рефлекса, утрата количественного и ситуационного самоконтроля, похмельный абсинентный синдром, забывание событий периода опьянения, характер пьянства, психозы и некоторые другие. Потребность в алкоголе может появляться постоянно (при значительном падении его концентрации в крови), периодически и после приема какого-то количества спиртного.


Стадия алкоголизма – 1. Потребность в алкоголе слабовыраженная, но по мере продолжения возлияний усиливается, алкоголик способен ее преодолеть и самостоятельно стать воздержанником, толерантность непрерывно поднимается и превосходит первоначальную раза в три; отсутствует рвотная защитная реакция; учитывается способность произвольного прерывания выпивки; похмельный абсинентный синдром слабо выражен и не всегда появляется; отмечаются палимпсесты, т.е. отрывочные воспоминания о событиях периода опьянения; пьянство имеет относительно систематический характер. ( по Г.А.Шичко)


Стадия алкоголизма – 2. Потребность в алкоголе настолько значительна, что алкоголик не способен справиться с нею; толерантность достигает наибольшего значения и далее некоторое время держится примерно на этом уровне, затем намечается падение ее; рвотный рефлекс отсутствует; к утрате количественного контроля присоединяется утрата ситуационного; становится выраженным похмельный абстинентный синдром; палимпсесты сменяются забыванием все больших отрезков периода опьянения; пьянство систематическое и запойное; изредка появляются психозы и эпилептиформенные припадки. ( по Г.А.Шичко)


Стадия алкоголизма – 3. Потребность в спиртном ярко выражена, она вспыхивает и становится непреодолимой после приема рюмки алкогольного изделия; толерантность значительно снижается; восстанавливается рвотный рефлекс; полностью утрачивается количественный и ситуационный самоконтроль; абстинентный синдром ярко выражен; забывание событий периода опьянения бывает постоянное, полное и происходит даже после приема небольших доз алкоголя; систематическое и запойное пьянство; часто появляются психозы и выраженные эпилептиформенные припадки; быстро протекают: деградация личности, резкое снижение профессиональных навыков и трудоспособности, утрата связей с родственниками и трудовым коллективом. ( по Г.А. Шичко)


Старение – наследственно запрограммированный физиологический процесс, заключающийся в снижении уровня одних жизненно важных функций, изменение характера других и мобилизации некоторых важных приспособительных механизмов, несмотря на прогрессирующее нарастание присущих возрасту патологических признаков (холестерин крови, соотношение стероидных гормонов, изменение уровня обменных процессов, клеточного и гуморального иммунитета и пр.). С. организма может быть замедлено при активном творческом труде, здоровом и трезвом образе жизни (рациональные режимы труда и отдыха, питание, двигательная активность, положительные эмоции). (по В.В. Колбанову)


Степени опьянения – уровни отравленности головного мозга спиртными изделиями. Имеется много классификаций С.о., клиническая классификация исходит из концентрации этанола в крови, которая выражается в тысячных долях – промилле. Степени опьянения и соответствующие им концентрации алкоголя в крови: легкая – 1-2, средняя – до 4, тяжелая – до 6-7, смертельная – свыше 7 промилле.

Для успешного проведения отрезвляющей работы наиболее подходящей является классификация; исходящая не из концентрации алкоголя в крови, а из степени отравленности мозга. Выделено шесть С.о.: дурашливость, буйность, параличность, безумность, усыпленность и наркозность. (по Г.А.Шичко)


Степень опьянения – 1 (дурашливость) - слабое опьянение, появляется после приема малой дозы этанола, характеризуется ненормальным возбуждением, в связи с которым появляются: повышенная подвижность, болтливость, развязанность, бахвальство, шумливость, самонадеянность. По Г.А Шичко )


Степень опьянения – 2 (буйство) – опьянение, при котором достигается наибольшая патологическая возбужденность мозга, которая обуславливает повышенную раздражительность, вспыльчивость, озлобленность, склонность к скандалам и дракам. Буйность не всегда проявляется в таком виде. Если пьяного никто и ничто не тревожит, он может спокойно вести себя. (по Г.А.Шичко)


Степень опьянения – 3 (параличность) – степень опьянения, при которой токсическое возбуждение сменяется токсическим все усиливающимся торможением мозга. Характерным признаком третьей С.о. является усиливающееся нарушение координации двигательных актов: ходьбы, речи, работы рук. В крайнем случае, паралично пьяный не может самостоятельно передвигаться. (по Г.А.Шичко)


Степень опьянения – 4 (безумность) - такая отравленность мозга этанолом, при котором имеет место как бы функциональный распад мозга. Утрачена тонкая согласованная мозговая деятельность, сознание подавлено, поэтому безумно пьяный не соображает, что делает и говорит, он порой бормочет всевозможные нелепости. Способность думать нарушена, в крайнем случае, полностью утрачивается. Признаки безумности наблюдаются при первых трех С.о., однако она ярко выражена лишь при четвертой, когда переходит в безумство. (по Г.А.Шичко)


Степень опьянения – 5 (усыпленность) – алкогольный сон. Пьяный не утрачивает чувствительность, поэтому его можно тем или иным способом разбудить и даже заставить встать на ноги. (по Г.А.Шичко)


Степень опьянения – 6 (наркозность) – алкогольный наркоз. Пьяный полностью утрачивает чувствительность и защитные рефлексы, поэтому может утонуть в ванне и в луже, захлебнуться рвотной массой, сгореть в огне, вызванном выпавшей изо рта сигаретой. Наркотическая широта этанола мала, т.е. мало отличаются дозы, приводящие к наркозу и смерти, поэтому в части случаев наркоз переходит в смерть. ( по Г.А. Шичко).


Стиль жизни – социально-психологическая категория, выражающая определенный тип поведения людей. По содержанию С.ж. уже категории «образ жизни», охватывающий всю жизнедеятельность людей в целом, но позволяет сосредоточить внимание на субъективной стороне человеческой деятельности, мотивах, формах поступков, повседневного поведения индивида, семьи, других социальных групп. (И.В.Бестужев-Лада) С.ж. (греч. stylos – палочка, стерженек для письма; в переносном смысле – прием, способ описания действительности) – особенности поведения конкретного человека или группы людей. С.ж. – это существенный признак индивидуальности, проявление ее относительной самостоятельности, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной и интересной жизни.


Стихийное движение народа к трезвости – утверждение и сохранение народом трезвости через народный опыт, обычаи, обряды, язык, через инстинктивное понимание трезвости, как желательного и разумного состояния человека, семьи, общества.


Страх - наиболее биологически обусловленная эмоция как отражение нужды избежать опасности, в основе которой лежит пассивно или активно оборонительный рефлекс, определяющий астеническое или стеническое его проявление. Страх имеет различные формы: боязнь, испуг, тревожное ожидание, паника.


Ступор – (stupor; лат. «оцепенение»; син. ступорозное состояние) – состояние обездвиженности с полным или частичным отсутствием речевого общения больного с окружающими и ослабленными реакциями на раздражение, в том числе болевое.


Субъект собриологического познания – в широком смысле слова, общество в целом как самопознающая социальная система; в конкретном собриологическом исследовании это собриологи, входящие в состав исследовательских групп и учреждений, организующие и осуществляющие процесс познания алкогольных и антиалкогольных явлений с целью их изучения и объяснения.


Суггестопедия. Автором суггестопедической методики явл. болгарский ученый Георгий Лозанов. Его метод основан на принципах психотерапии, психогигиены и психопрофилактики. Многочисленные эксперимены по исследованию эффекта гипермнезии (сверхзапоминания) при применении релаксации, аутотренинга и психотерапевтических методов привели Лозанова к выводу, что у различных методов есть нечто общее, что и является источником гипермнезии, а сами методы при этом играют роль «плацебо-эффекта».

Суггестопедическое обучение обеспечивает полное использование параметров личности, оказывает психотерапевтический и гигиенический эффект, оптимально успокаивает биоэлектрическую активность мозга, приводит к изменению кривой забывания (резко замедляет его). Умственная работоспособность после прохождения суггестопедического курса повышается.


Судебная психология – отрасль науки, изучающая особенности проявления закономерностей психической жизни в такой области общественной практики, как предупреждение преступлений, судопроизводство, исправление и перевоспитание преступников, профилактика пьянства и алкоголизма. С.п. исследует психологический «механизм» проникновения в сознание и укоренения антиобщественных взглядов и привычек; процесс формирования и реализации преступных целей и мотивов; влияние особенностей психологии лиц, участвующих в судопроизводстве, на их позицию по делу и на содержание их объяснений и решений; психологию исправления и перевоспитания преступников путем применения к ним мер уголовного наказания, принудительных мер воспитательного характера, мер общественного воздействия.


Сухой закон - название принятого в 1919 г. конгрессом США закона, запретившего производство и продажу алкогольного дурмана. Закон вступил в силу в январе 1920 г., а в декабре 1933 г. был отменен.

В российской печати издавна неправильно освещают причины отказа от «С.з.», вина возлагается на трудящихся, якобы творивших массовые преступления, поскольку «запретный плод сладок», и тем создавших ситуацию хуже прежнего. Это яркий пример абсурдистской логики питейных программистов. Здравомыслие и жизнь обязывают считать, что правительственное введение запрета на что-то снижает его распространенность. Проалкогольные абсурдисты ложным освещением последствий введения в США запретительной системы, будто бы вызвавшей рост смертности, отравлений и преступности стремятся сдержать распространяемость положительного отношения к нему среди населения. Если допустить, что американское власти оказались бессильными в схватке с нарушителями С.з. , откуда они черпают энергию для проведения длительной и упорной борьбы с торговцами наркотиков? Почему правительство не допускает свободную торговлю ими по тем же мотивам, по которым отменило С.з.?

Под влиянием российской запретительной системы (1914 г.) и тяжелых последствий империалистической войны резко усилилось тяготение народов многих стран к трезвости, в ответ на это международная сивушная реакция начала создавать свои организации для пресечения трезвеннических устремлений. Например, в 1921 г. в Лозанне была основана «Международная Лига против запрета». В нее вошли представители многих стран, она пользовалась поддержкой части крупных миллиардеров. На счету этой реакционной организации много черных антинародных сивушных побед: она в 1922 г. внесла значительный вклад в провал запрета в Швеции, сорвала обсуждение алкогольной проблемы в Лиге Наций, приложила свои усилия к подрыву С.з. в США. Существовали и национальные сивушные организации. Так в Швейцарии в 1921 г. был создан «Центральный Секретариат, предназначенный для борьбы с излишками воздержания», задавшийся целью «препятствовать преувеличенному и ошибочному влиянию фанатиков воздержания, пробуждая в массах интерес к алкоголю».

К международной сивушной организации примкнули правительства некоторых стран: в 1922 г. под нажимом Испании в Исландии отменили запрет алкогольных изделий; в 1927 г. под угрозами правителей Испании, Португалии и Франции пала запретительная система в Норвегии; в 1919 г. Франция выразила протест в связи с принятием США С.з.

Введение в США С.з. вызвало положительные изменения. Вот, в частности, что писал Г. Гослар в книге «Современная Америка» (1925 г.): «За неполные три года его действия произошло оздоровление общества. Число арестов уменьшилось в 3,5 раза, в том числе за бродяжничество, хотя условия эксплуатации и безработицы остались прежними.

В г. Филадельфия через 9 месяцев оказались пустующими 1100 тюрем и камер, а число заключенных сократилось с 2000 до 474, т.е. в 4,2 раза. На 1 апреля 1920 года в тюрьме г. Чикаго из 25000 заключенных осталось 600.

Прав франзусский политэконом Анри Бодрильяр (род. в 1821 г.), который утверждал: «Алкоголь – поставщик людей для тюрем».

Преступность в США сократилась на 70%.

В госпитале г. Буффало, освободившиеся в психиатрических больницах койки были переданы для туберкулезных больных, число которых росло в годы торговли алкоголем.

Увеличилось потребление молока населением.

Улучшилось благосостояние народа. Укрепились семейные устои. Возросли сбережения. Повысились нравственность и гигиена. Уменьшилось число травм и катастроф, убытки от которых снизились на 250 миллионов долларов. Прекратилась гибель людей от острых отравлений алкоголем. Снизилась общая смертность. Вместо прежнего унылого мрака в рабочих семьях появились: достаток, спокойствие и счастье.

Трудовые сбережения шли на постройку домов.

Покупки стали более целесообразными.

Резко уменьшилось число пожаров.

Власти штата Канзас погасили свою задолженность в 2 миллиона долларов. А Возвращенные долговые векселя были публично сожжены. Губернатор штата Канзас телеграфировал в Новую Зеландию: «Все государственные служащие, рабочие союзы, медицинские ассоциации и 95% остального населения голосуют в пользу закона о трезвости».

Закрытые многочисленные пивоваренные и винокуренные заводы были быстро, экономично и с большой пользой переоборудованы для производства нужных народу продуктов и товаров: сиропов, фруктовых и овощных консервов, мыла, конфет, масла, одежды, перчаток, книг и даже открытия гостиниц.

Было закрыто 1092 пивных и 236 водочных заводов. Закрыты 177790 питейных заведений.

Столь явные преимущества трезвой жизни в США должны привлечь внимание Европы в интересах внутренней политики, социальной гигиены, евгеники, народного хозяйства и криминалистики.

«Билль о трезвости» вырос из признания его необходимости для предотвращения одичания и вырождения народа».

Как мы видим, С.з. в США дал блестящие результаты. Однако национальная и международная сивушная реакция приложила максимум стараний, чтобы наводнить страну подпольным и контрабандным спиртным: спиртное ввозили флотилиями и эшелонами. Это показывает, что борьба с алкогольной преступностью велась слабо.

Республиканская партия отстаивала запретительную систему и этим собирала немало голосов на выборах, оппозиционная демократическая партия требовала отмены его. Тяжелый кризис (1929-1933 гг.) резко ослабил правящую партию, в результате чего на выборах 1932 г. одержали победу демократы, отменившие С.з. в декабре 1933 г.

Подчеркнем особо: ни одна запретительная система не была отменена по вине населения. В странах, правительства которых отстаивали ее и вели непримиримую борьбу с нарушителями, она выдержала испытание временем. Мусульманское население арабских стран второе тысячелетие трезво живет и не посягает на спиртное и его не собираются отменять (Ливия, Иран, Саудовская Аравия и др.). (по Г.А. Шичко)


Сущность трезвого образа жизни – реально практикуемые нормы поведения людей способ их повседневной деятельности, характеризующийся полным воздержанием от потребления алкоголя и активным участием в антиалкогольных и антинаркотических мероприятиях, это органическое единство и взаимосвязь трезвенных знаний, трезвенных убеждений и трезвенной деятельности по укреплению гуманистического общества.


Счастье – понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиям своего трезвого бытия, полноте и осмысленности трезвой жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Понятие С. выражает представление о том, какой должна быть трезвая жизнь человека, что именно является для него блаженством. В зависимости от того, как истолковывается назначение и смысл человеческой жизни, понимается и содержание С.