Планы уроков -1-4 кл.
       
 
 
 
 
За здоровый образ жизни
Дополнительная образовательная программа
 
                             «Уроки культуры здоровья»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Пояснительная записка.
 
Цель курса: сформировать представление о здоровом образе жизни.
 
Задачи курса:
 - усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях и взаимосвязях окружающего мира,        - формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного,      нравственного поведения в природе, быту, обществе.
- овладение школьниками основами личной гигиены;
- обучение учащихся противостоянию негативным явлениям,
- развитие познавательной  активности у младших школьников  в получении знаний об окружающем мире,
- воспитание у школьников любви к природе, к своему Отечеству, бережного отношения            ко всему живому на земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей.
 
Современное состояние здоровья наших детей в последние годы не дает повода для оптимизма.
Конечно, причины ухудшения здоровья детей самые разные.
Разрушение системы ценностей (низкий морально-этический уровень населения), доступность психоактивных веществ и алкогольной продукции, отрицательное влияние средств массовой информации и др. – причины, которые пагубно влияют на здоровье подрастающего поколения.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема.
Очевидно, что каждая школа должна стать центром здоровьесберегающего отношения к ребенку, а сохранение и укрепление здоровья школьников должно быть приоритетной функцией образовательного учреждения.
 
«АЗБУКА  СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ»  (учебное пособие для первоклассника, учителя и родителя) - дидактический материал, который может быть использован:
- к урокам обучения грамоте  как дополнительный материал,
- для внеклассных занятий,
- для занятий дома детей с родителями.
Путешествуя с котом Васей по страницам «пестрой» Азбуки, дети приобретают первоначальные представления о здоровом образе жизни, о правилах личной гигиены, о режимных моментах своего дня, о тех занятиях и развлечениях, которые способствуют укреплению здоровья, о полезных прививках и вредных привычках, о  правилах общения, которые помогают  ребенку жить в гармонии с природой и обществом. Учитывая возрастные особенности детей, материал в Азбуке представлен в виде пословиц, загадок, стихотворений, занимательных игр и др.
Неотъемлемой частью  занятия становится рубрика «полезная информация», из которой дети узнают о строении человека, о вреде табака, алкоголя и др.
Только вместе с учителем, воспитателем или родителями ребенок может постигнуть тайны «Азбуки счастливой жизни». Учебное пособие рассчитано на изучение материала в течение  31 часа, каждое занятие продолжительностью 20 минут, особенностью распределения материала по темам является алфавит, новая тема начинается с новой буквы.
Учебные пособия «Живем в радости» (2 класс) и «Жизнь прекрасна» (3-4 классы) продолжают серию занятий по культуре здоровья учащихся начальной школы, на которых школьники знакомятся с вредными и полезными привычками, с правилами личной гигиены и гигиеной питания, с проблемами, связанными с курением и употреблением алкоголя, с основами безопасной жизнедеятельности.
Каждое занятие дает материал для размышления взрослым в рубрике «для родителей».
В процессе изучения данного курса школьники получают знания об окружающем мире из различных источников, приобретают разнообразные навыки и умения: наблюдать и сопоставлять, спрашивать и доказывать, выявлять взаимозависимости, причины и следствия, отражать полученную информацию в виде рисунка, таблицы и др.
Поурочно-тематическое планирование. 1 класс
 
| 
 № 
Занятия 
 | 
 Изучаемая буква 
 | 
 Ключевое слово занятия 
 | 
 “Опасное” слово 
 | 
| 
 1 
 | 
 А 
 | 
 Аппетит 
 | 
 Алкоголь 
 | 
| 
 2 
 | 
 Б 
 | 
 Бабушка 
 | 
   
 | 
| 
 3 
 | 
 В 
 | 
 Витамины 
 | 
   
 | 
| 
 4 
 | 
 Г 
 | 
 Гигиена 
 | 
   
 | 
| 
 5 
 | 
 Д 
 | 
 Дружба 
 | 
   
 | 
| 
 6 
 | 
 Е 
 | 
 Еда 
 | 
 Вредные привычки: курение 
 | 
| 
 7 
 | 
 Ё 
 | 
 Ёлка 
 | 
   
 | 
| 
 8 
 | 
 Ж 
 | 
 Желудок 
 | 
   
 | 
| 
 9 
 | 
 З 
 | 
 Здоровье 
 | 
   
 | 
| 
 10 
 | 
 И 
 | 
 Игра 
 | 
 Изжога 
 | 
| 
 11 
 | 
 Й 
 | 
 Йогурт 
 | 
   
 | 
| 
 12 
 | 
 К 
 | 
 Каникулы 
 | 
   
 | 
| 
 13 
 | 
 Л 
 | 
 Лекарство 
 | 
   
 | 
| 
 14 
 | 
 М 
 | 
 Мама 
 | 
   
 | 
| 
 15 
 | 
 Н 
 | 
 Наказание 
 | 
 Наркотик 
 | 
| 
 16 
 | 
 О 
 | 
 Овощи 
 | 
 Отравление 
 | 
| 
 17 
 | 
 П 
 | 
 Полезные привычки 
 | 
   
 | 
| 
 18 
 | 
 Р 
 | 
 Режим 
 | 
   
 | 
| 
 19 
 | 
 С 
 | 
 Спорт 
 | 
 Сигарета 
 | 
| 
 20 
 | 
 Т 
 | 
 Тренировка 
 | 
 Табак 
 | 
| 
 21 
 | 
 У 
 | 
 Урок 
 | 
   
 | 
| 
 22 
 | 
 Ф 
 | 
 Физкультура 
 | 
   
 | 
| 
 23 
 | 
 Х 
 | 
 Хлеб 
 | 
   
 | 
| 
 24 
 | 
 Ц 
 | 
 Цель 
 | 
   
 | 
| 
 25 
 | 
 Ч 
 | 
 Чистота 
 | 
   
 | 
| 
 26 
 | 
 Ш 
 | 
 Школьник 
 | 
 Алкоголь (шампанское) 
 | 
| 
 27 
 | 
 Щ 
 | 
 Щедрость 
 | 
   
 | 
| 
 28 
 | 
 Э 
 | 
 Экскурсия 
 | 
   
 | 
| 
 29 
 | 
 Ю 
 | 
 Юность 
 | 
   
 | 
| 
 30 
 | 
 Я 
 | 
 Язык 
 | 
   
 | 
| 
 31 
 | 
   
 | 
 Итоговое занятие: 
Посеешь привычку – пожнешь поступок! 
 | 
   
 | 
 
 
 
 
Тематическое планирование. 2 класс
 
| 
 № 
 | 
 Наименование разделов и тем 
 | 
 Всего часов 
 | 
| 
 1 
 | 
 Человек и его привычки 
 | 
 3 
 | 
| 
 2 
 | 
 Общение 
 | 
 3 
 | 
| 
 3 
 | 
 Дом вести - не лапти плести 
 | 
 4 
 | 
| 
 4 
 | 
 Дружная семья 
 | 
 3 
 | 
| 
 5 
 | 
 Старый друг – лучше новых двух 
 | 
 3 
 | 
| 
 6 
 | 
 Наши друзья – целебные растения 
 | 
 3 
 | 
| 
 7 
 | 
 Опасности, подстерегающие нас 
 | 
 3 
 | 
| 
 8 
 | 
 Живая природа 
 | 
 6 
 | 
| 
 9 
 | 
 “Живительные ”напитки 
 | 
 2 
 | 
| 
 10 
 | 
 В здоровом теле – здоровый дух 
 | 
 1 
 | 
| 
 11 
 | 
 Делу время – потехе час 
 | 
 1 
 | 
| 
 12 
 | 
 Тайна твоего имени 
 | 
 1 
 | 
| 
 13 
 | 
 Итоговое занятие: радость открытий 
 | 
 1 
 | 
| 
   
 | 
   
 | 
 34 
 | 
 
 
 
 
Тематическое планирование. 3 класс
 
| 
 № 
занятия 
 | 
 Наименование разделов и тем 
 | 
 Всего часов 
 | 
| 
 1 
 | 
 Человек создан для счастья 
 | 
 4 
 | 
| 
 2 
 | 
 Там счастье не диво, где трудятся нелениво 
 | 
 3 
 | 
| 
 3 
 | 
 Счастье – каждый понимает по-своему 
 | 
 3 
 | 
| 
 4 
 | 
 Счастье и разум 
 | 
 2 
 | 
| 
 5 
 | 
 Учимся, играем – свой мозг развиваем 
 | 
 2 
 | 
| 
 6 
 | 
 Табак или здоровье? 
 | 
 2 
 | 
| 
 7 
 | 
 О добре и зле 
 | 
 3 
 | 
| 
 8 
 | 
 Как не стать равнодушным 
 | 
 2 
 | 
| 
 9 
 | 
 Страна сильна, когда здоровы ее люди 
 | 
 2 
 | 
| 
 10 
 | 
 От чего зависит здоровье? 
 | 
 3 
 | 
| 
 11 
 | 
 Чудо улыбки 
 | 
 3 
 | 
| 
 12 
 | 
 Умей владеть собой 
 | 
 3 
 | 
| 
 13 
 | 
 Что такое хорошо и что такое плохо? 
 | 
 3 
 | 
| 
   
 | 
   
 | 
 32 
 | 
 
 
 
Тематическое планирование. 4 класс
 
| 
 № 
 | 
 Наименование разделов и тем 
 | 
 Всего часов 
 | 
| 
 1 
 | 
 Качества человека 
 | 
 2 
 | 
| 
 2 
 | 
 Секрет успеха 
 | 
 3 
 | 
| 
 3 
 | 
 Пагубное влияние алкоголя 
 | 
 2 
 | 
| 
 4 
 | 
 О наших заблуждениях 
 | 
 3 
 | 
| 
 5 
 | 
 Ложь – прибежище слабых 
 | 
 4 
 | 
| 
 6 
 | 
 Основы безопасной жизнедеятельности 
 | 
 2 
 | 
| 
 7 
 | 
 Интуиция и рассудок 
 | 
 2 
 | 
| 
 8 
 | 
 Физическое здоровье человека 
 | 
 5 
 | 
| 
 9 
 | 
 Гигиена питания 
 | 
 4 
 | 
| 
 10 
 | 
 Культура здоровья 
 | 
 2 
 | 
| 
   
 | 
   
 | 
 33 
 | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Поурочное планирование. 2 класс
 
| 
 № 
 | 
 Наименование разделов и тем 
 | 
 Материал к уроку 
 | 
| 
 I 
 | 
 Человек и его привычки 
 | 
| 
 1 
 | 
 Полезные и вредные привычки 
 | 
 Текст “Полезные и вредные привычки” 
 | 
| 
 2 
 | 
 Вредные привычки. 
Опасные продукты 
 | 
 Стихотворения школьников; вопросы и задания 
 | 
| 
 3 
 | 
 Какие привычки – такой и человек 
 | 
 Текст для домашнего чтения “Вредные привычки” и вопросы после текста. Стихотворение 
 | 
| 
 II 
 | 
 Общение 
 | 
| 
 1 
 | 
 “Доброе” общение 
 | 
 Текст  “Доброе общение” 
 | 
| 
 2 
 | 
 Вежливый человек 
 | 
 Стихотворение А. Барто, стихотворение И. Антонова, вопросы после стихотворения 
 | 
| 
 3 
 | 
 Как стать интересным для окружающих? 
 | 
 Текст для домашнего чтения “Как стать более интересным для окружающих”, задания после текста, отрывок из произведения В. Драгунского, задание после текста 
 | 
| 
 III 
 | 
 Дом вести – не лапти плести 
 | 
| 
 1 
 | 
 Какие бывают дома? 
 | 
 Текст  “Дом”, стихотворение В. Пальчинскайте, игра “Чей дом?” 
 | 
| 
 2 
 | 
 “Душевный” уют дома 
 | 
 Стихотворения “Новый дом” М. Ярковой, “Твой дом” К. Мурзамива, вопросы после стихотворений 
 | 
| 
 3 
 | 
 Чистота и порядок в доме 
 | 
 Текст, стихотворение, отрывок из стихотворения С. Волкова, задания (1, 2), загадки 
 | 
| 
 4 
 | 
 Кто не работает, тот не ест 
 | 
 Текст для домашнего чтения “Сербская сказка”, вопросы после текста 
 | 
| 
 IV 
 | 
 Дружная семья 
 | 
| 
 1 
 | 
 Домашние радости 
 | 
 Стихотворение “Домашние радости” Л. Микрюковой, текст, вопросы и задания 
 | 
| 
 2 
 | 
 Твой  “Дивный край” 
 | 
 Стихотворение, текст, практическое задание “Нарисуй неизвестное” 
 | 
| 
 3 
 | 
 Без труда не вытащить и рыбку из пруда 
 | 
 Текст для домашнего чтения сказка “О муравьишке” (по О. Саначиной), вопросы и задания 
 | 
| 
 V 
 | 
 Старый друг – лучше новых двух 
 | 
| 
 1 
 | 
 Что такое дружба? 
 | 
 Пословицы, текст, стихотворение “Два друга” Т. Волиной, стихотворение М. Яснова, вопрос №1 
 | 
| 
 2 
 | 
 Настоящий друг 
 | 
 Текст, стихотворение В. Еремина, текст “Игра в снежки”, вопросы №2, 3, задания 
 | 
| 
 3 
 | 
 Верные друзья 
 | 
 Текст для домашнего чтения “Верные друзья” 
 | 
| 
 VI 
 | 
 Наши друзья – целебные растения 
 | 
| 
 1 
 | 
 Растения – кладовая полезных веществ 
 | 
 Текст “Если ты заболел”, стихотворение С. Маршака, вопросы 
 | 
| 
 2 
 | 
 Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок 
 | 
 Текст для домашнего чтения сказка “Цветик-семицветик» (по О. Васильевой), вопрос №1 
 | 
| 
 3 
 | 
 Учимся фантазировать 
 | 
 Задание №2, 3; 
практическая работа 
 | 
| 
 VII 
 | 
 Опасности, подстерегающие нас 
 | 
| 
 1 
 | 
 О вреде курения 
 | 
 Текст “Еще о вреде табака”, стихотворения Н. Абрамова, А Воеводина, Ю. Благова, вопросы и задания 
 | 
| 
 2 
 | 
 Табак – это зло! 
 | 
 Сказка в стихах для домашнего чтения “Про табак” В. Белова, вопросы №1, 2, 3 
 | 
| 
 3 
 | 
 Проектное занятие: “Плакат о вреде табака” 
 | 
 Задание №4 
 | 
| 
 VIII 
 | 
 Живая природа 
 | 
| 
 1 
 | 
 Животные – часть нашей жизни 
 | 
 Стихотворения: «Хочу котёнка” М. Моравской, “Я хочу собаку” А. Семеновой; А. Яшина; А. Фета; А. Мельникова; Г. Ладонщикова 
 | 
| 
 2 
 | 
 Памятники животным 
 | 
 Текст, иллюстрации, дополнительный материал из справочной литературы 
 | 
| 
 3 
 | 
 Загадочный мир животных 
 | 
 Стихотворения: “Ворона” Н.Рубцова; “Муравей” В. Соколова; “Кукушка” И. Кулакова, задание №1, 2 
 | 
| 
 4 
 | 
 Игровой час: считалки 
 | 
 Считалки, стихотворение “Взовьюсь-Полечу”; загадки 
 | 
| 
 5 
 | 
 Бережное отношение к природе 
 | 
 Рассказ для домашнего чтения “Ребята и утята” М. Пришвина, вопросы 
 | 
| 
 6 
 | 
 Мы в ответе за тех, кого приручили! 
 | 
 Стихотворение про котенка; сообщения детей о своих домашних животных, рисунки или фотографии любимых питомцев 
 | 
| 
 IX 
 | 
 “Живительные” напитки 
 | 
| 
 1 
 | 
 Значение воды, чая, соков в жизни человека 
 | 
 Текст “Живительные” напитки, стихотворения В. Орлова, Е. Благиной, Ю. Коринец, вопросы 
 | 
| 
 2 
 | 
 Волшебная сила родниковой воды 
 | 
 Текст “Тайна про заветный серебряный ковш» (по И. Борисенко), вопросы 
 | 
| 
 X 
 | 
 В здоровом теле – здоровый дух 
 | 
| 
 1 
 | 
 Что значит – быть здоровым? 
 | 
 Текст “Здоровым быть здорово”, стихотворение “Утро с любопытным Лучиком”, загадки 
 | 
| 
 XI 
 | 
 Делу время – потехе час 
 | 
| 
 1 
 | 
 Любимые игры детей 
 | 
 Тест “Игра”, игра “Волшебное колечко”, стихотворение “Миша-мастер” Г. Ладонщиков, задания, считалка 
 | 
| 
 XII 
 | 
 Тайна твоего имени 
 | 
| 
 1 
 | 
 Что значит: сохранить доброе имя? 
 | 
 Текст “Имя твое”, стихотворение “Малиновые имена” З. Тюмасевой, вопросы 
 | 
| 
 XIII 
 | 
 Итоговое занятие 
 | 
| 
 1 
 | 
 Радость открытий (презентация рисунков детей) 
 | 
 Текст, стихотворение Р. Киплинга, И. Мордвинова, практическая работа (рисунки детей) 
 | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Поурочное планирование. 3 класс
 
| 
 № 
занятия 
 | 
 Наименование разделов и тем 
 | 
 Материал к уроку 
 | 
| 
 I 
 | 
 Человек создан для счастья 
 | 
| 
 1 
 | 
 Что такое счастье? 
 | 
 Сказка “Самая нужная вещь на земле” А. Исаакяна, вопросы(1-4) 
 | 
| 
 2 
 | 
 Счастье лучше богатства 
 | 
 Сказка “Самая нужная вещь на земле” А. Исаакяна, вопросы(5-9) 
 | 
| 
 3 
 | 
 Каждый – творец своего счастья 
 | 
 Текст “Як” Д. Биссета, вопросы 
 | 
| 
 4 
 | 
 Здравствуй, Родина моя! 
(музыкальный салон) 
 | 
 Песни: “Здравствуй, Родина моя” сл. К. Ибряева, муз. Ю. Чичкова, “Самая хорошая» (песня о маме) сл. О. Фадеевой, муз. В. Иванникова и др.. 
 | 
| 
 II 
 | 
 Там счастье не диво, где трудятся нелениво 
 | 
| 
 1 
 | 
 Без труда, не вынешь и рыбку из пруда 
 | 
 Текст о труде, поговорки о труде, вопросы 
 | 
| 
 2 
 | 
 Труд кормит, а лень портит 
 | 
 Сообщения детей о полезных делах, стихотворение про лень, афоризмы и высказывания, практическая работа по уходу за комнатными растениями в классе 
 | 
| 
 3 
 | 
 “Счастливы отцы, у которых такие дети!” 
 | 
 Быль для домашнего чтения “Великодушная дочь”, практическая работа “Сохрани книгу из библиотеки” 
 | 
| 
 III 
 | 
 Счастье – каждый понимает по-своему 
 | 
| 
 1 
 | 
 Счастье – это мечта и стремление ее осуществить 
 | 
 Сказка “Про поросенка, который учился летать” Д. Биссета. Вопросы и задания 
 | 
| 
 2 
 | 
 Писатели и философы о счастье 
 | 
 Высказывания о счастье, вопросы 
 | 
| 
 3 
 | 
 Жизнь прекрасна! 
 | 
 Рассказ для домашнего чтения “Жизнь прекрасна” А. Чехова, вопросы 
 | 
| 
 IV 
 | 
 Счастье и разум 
 | 
| 
 1 
 | 
 Береги честь смолоду 
 | 
 Сказка народов Судана “Счастье и разум”, вопросы(1, 2, 3) 
 | 
| 
 2 
 | 
 Век живи – век учись 
 | 
 Сказка народов Судана “Счастье и разум”, вопросы(4-12) 
 | 
| 
 V 
 | 
 Учимся, играем – свой мозг развиваем 
 | 
| 
 1 
 | 
 Игровой час: интеллектуальные и подвижные игры 
 | 
 Игры, которые дети подготовили с родителями дома 
 | 
| 
 2 
 | 
 Быть полезным другим 
 | 
 Сказка “Про лужу и булочку с изюмом” Д. Биссета, вопросы, игра-зарядка 
 | 
| 
 VI 
 | 
 Табак или здоровье? 
 | 
| 
 1 
 | 
 “Табачный” обман 
 | 
 Текст о Всемирных днях отказа от курения 
 | 
| 
 2 
 | 
 Игровой час: инсценирование сказки “Сказ о счастье” 
 | 
 “Сказ о счастье” 
 | 
| 
 VII 
 | 
 О добре и зле 
 | 
| 
 1 
 | 
 Курение – это зло 
 | 
 Текст “Рассказ Игоря Афонина” 
 | 
| 
 2-3 
 | 
 Жизнь дана на добрые дела 
 | 
 Сказка “Златовласка” в пересказе К. Паустовского, вопросы(1, 2) 
 | 
| 
 VIII 
 | 
 Как не стать равнодушным 
 | 
| 
 1 
 | 
 Пассивное курение 
 | 
 Текст, составление письма в газету, выступления на радио 
 | 
| 
 2 
 | 
 Поймите нас, взрослые 
 | 
 Монтаж “Поймите нас, взрослые”; домашнее задание 
 | 
| 
 IX 
 | 
 Страна сильна, когда здоровы ее люди 
 | 
| 
 1 
 | 
 Признаки здоровья 
 | 
 Текст В. Жданова, вопросы, “Наши задачи” 
 | 
| 
 2 
 | 
 Семейный час 
 | 
 Информация для родителей “Лестница духовного развития”, вопросы и задания после информации 
 | 
| 
 X 
 | 
 От чего зависит здоровье? 
 | 
| 
 1 
 | 
 Желание быть здоровым 
 | 
 Текст 
 | 
| 
 2 
 | 
 Что улучшает здоровье? 
 | 
 Текст “Улучшает здоровье”, вопросы и задания: №1 
 | 
| 
 3 
 | 
 Что ухудшает здоровье? 
 | 
 Тексты: “Ухудшает здоровье”, “Кто ты? Оптимист или пессимист?”, вопросы и задания: №2-№5 
 | 
| 
 XI 
 | 
 Чудо улыбки 
 | 
| 
 1-2 
 | 
 Значение улыбки 
 | 
 Отрывок из рассказа “Празднество души” А. Сент-Экзюпери, вопросы и задания 
 | 
| 
 3 
 | 
 Семейный час “Улыбка лечит” 
 | 
 Отрывок из книги “Опыт дурака, или ключ к прозрению” М. Норбекова 
 | 
| 
 XII 
 | 
 Умей владеть собой 
 | 
| 
 1-2 
 | 
 Уважение к людям 
 | 
 Текст, курдская сказка “Три товарища”, вопросы и задания 
 | 
| 
 3 
 | 
 Религии мира о “Золотом правиле” уважения 
 | 
 Выдержки из писаний, вопросы и задания, текст “Избавься от привычек” 
 | 
| 
 XIII 
 | 
 Что такое хорошо и что такое плохо? 
 | 
| 
 1-2 
 | 
 Положительные и отрицательные качества человека 
 | 
 Материал про качества человека, “Мудрые мысли”, вопросы и задания 
 | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Поурочное планирование. 4 класс
 
 
| 
 № 
занятия 
 | 
 Наименование разделов и тем 
 | 
 Материал к уроку 
 | 
| 
 I 
 | 
 Качества человека 
 | 
| 
 1 
 | 
 Что значит “быть честным”? 
 | 
 Рассказ “Чудовище”, вопросы №1, 2 
 | 
| 
 2 
 | 
 Положительные качества человека: доброта, заботливость, внимательность 
 | 
 Рассказ “Чудовище”, вопросы №3-№9 
 | 
| 
 II 
 | 
 Секрет успеха 
 | 
| 
 1 
 | 
 Формула успеха 
 | 
 Текст, стихотворение, рубрика “Подумай”, вопросы и задания 
 | 
| 
 2 
 | 
 Мудрый воспитатель 
 | 
 Английская народная сказка “Орел в голубином гнезде”, вопросы №1, 2 
 | 
| 
 3 
 | 
 Воспитание человека 
 | 
 Английская народная сказка “Орел в голубином гнезде”, вопросы №3-№9 
 | 
| 
 III 
 | 
 Пагубное влияние алкоголя 
 | 
| 
 1 
 | 
 Алкогольные изделия 
 | 
 Текст о вреде алкогольных изделий, вопросы №1, 2 
 | 
| 
 2 
 | 
 Неправильный вопрос 
 | 
 Текст “Неправильный вопрос”, задание, мудрые мысли 
 | 
| 
 IV 
 | 
 О наших заблуждениях 
 | 
| 
 1 
 | 
 Искаженная информация 
 | 
 Текст об информации, рекламе и др. 
 | 
| 
 2-3 
 | 
 Пьянство в обществе 
 | 
 Рассказ священника Петрова “Дурацкие деньги”, вопросы и задания, мудрые слова 
 | 
| 
 V 
 | 
 Ложь – прибежище слабых 
 | 
| 
 1 
 | 
 Понятия: ложь, обман, хитрость 
 | 
 Текст о лжи и честности; “несколько примеров о вреде табака”; мудрые слова; вопросы и задания 
 | 
| 
 2-3-4 
 | 
 Основы безопасной жизни 
 | 
 Сказка О. Нодь “Основы безопасной жизни муравьиного государства”(Iч. и IIч.) 
 | 
| 
 VI 
 | 
 Основы безопасной жизнедеятельности 
 | 
| 
 1 
 | 
 Скажем алкоголю “Нет!” 
 | 
 Текст о причинах, факторах в потреблении алкоголя; беседа с врачом – наркологом 
 | 
| 
 2 
 | 
 Стресс и его преодоление 
 | 
 Десять “Нет!” в преодолении стресса; мудрые мысли; вопросы и задания; беседа с психологом 
 | 
| 
 VII 
 | 
 Интуиция и рассудок 
 | 
| 
 1 
 | 
 Помоги себе сам 
 | 
 Текст, тест “Предложения”, вопросы и задания 
 | 
| 
 2 
 | 
 История из рассказов профессора В. Г. Жданова 
 | 
 Текст “Из рассказов профессора В. Г. Жданова” 
 | 
| 
 VIII 
 | 
 Физическое здоровье человека 
 | 
| 
 1 
 | 
 Физические упражнения и нагрузки 
 | 
 Текст о занятиях физкультурой и спортом 
 | 
| 
 2 
 | 
 Спортивный час 
 | 
 Подвижные игры 
 | 
| 
 3 
 | 
 Закаливание 
 | 
 Текст “Закаливание”, беседа с врачом 
 | 
| 
 4 
 | 
 Правила личной гигиены 
 | 
 Тексты: “Полоскание рта”, “Гигиена носа”, “Чистка языка”, практическая работа: чистка зубов 
 | 
| 
 5 
 | 
 Правила закаливания 
 | 
 Утверждения академика Ю. Золотарева; “Природное чудо – холодная вода”; беседа с врачом; “Букет вина” 
 | 
| 
 IX 
 | 
 Гигиена питания 
 | 
| 
 1 
 | 
 Правильное питание 
 | 
 Текст о полезных продуктах, вопросы и задания, мудрые изречения 
 | 
| 
 2 
 | 
 Понятие “сбалансированное” питание 
 | 
 Беседа с врачом – диетологом или школьным врачом 
 | 
| 
 3 
 | 
 Что такое “авитаминоз”? 
 | 
 Текст об авитаминозе; целебные свойства овощей и ягод; вопросы и задания 
 | 
| 
 4 
 | 
 Праздник В гостях у здоровой пищи 
 | 
 Блюда, приготовленные родителями, из продуктов с грядки и из леса 
 | 
| 
 X 
 | 
 Культура здоровья 
 | 
| 
 1 
 | 
 Профилактика заболеваний 
 | 
 Текст о культуре здоровья, народной медицине, профилактике, беседа со школьным врачом 
 | 
| 
 2 
 | 
 Час здоровья 
 | 
 Прогулка в лес; подвижные игры на воздухе 
 | 
| 
 3 
 | 
 Опасный вирус 
 | 
 Текст о профилактике заболеваний дыхательных путей, простуды и гриппа. Практическая работа 
 | 
| 
 4 
 | 
 Чистота – залог здоровья 
 | 
 Текст о подростковых проблемах с кожей, их профилактика; практическая работа по составлению алгоритма по уходу за кожей лица; вопросы и задания; беседа с врачом – дерматологом или школьным врачом 
 | 
| 
 XI 
 | 
 За здоровый образ жизни! 
 | 
| 
 1 
 | 
 Если хочешь быть здоров… 
 | 
 Таблица по рефлексии пройденного материала, вопросы 
 | 
| 
 2 
 | 
 Заключительное занятие: “Папа, мама, я – дружная семья!” 
 | 
 Праздник; викторина, “час здоровья” и т. п. 
 | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание тем. 2 класс
 
- I.               Человек и его привычки (3ч.)
 
 
Вредные и полезные привычки, их различие. О вреде курения. Опасная    привычка – пить пиво и вино. Полезные привычки: утренняя зарядка, соблюдение режима дня, уход за животными и растениям и др.. Стихотворения школьников из разных городов о вреде табака и алкоголя. Понятие “вредная привычка” у членов семьи Антона в рассказе “Вредные привычки”.
 
 
 
II.        Общение (3ч.)
 
Значение общения. Различные виды общения. Использование различных средств и способов для общения. Понятие “доброе” общение. Как стать более интересным для окружающих.
 
 
 
Ш.       Дом вести – не лапти плести (4ч.)
 
Домашний уют. Домашнее хозяйство. Помощь взрослым. “Душевный” уют. Всему начало – отчий дом.
 
 
 
- IV.               Дружная семья (3ч.)
 
 
Домашние радости. Любовь ближних; умение отвечать любовью на любовь; хорошее настроение. Радость в твоем доме. Важная работа по дому. Неизвестное, но интересное для познания. Решение жизненных задач в сказке “О муравьишке” по О. Саначиной.
 
 
 
- V.                  Старый друг – лучше новых двух (3ч.)
 
 
Дружба – взаимное чувство. Совместное преодоление трудностей, взаимопомощь. Что значит дружить с собакой, кошкой, книгой? Друзей не предают. Что значит “настоящий друг” из рассказа “Игра в снежки”, стихотворения “Два друга” Т. Волиной и сказки “Верные друзья”.
 
- VI.               Наши друзья – целебные растения (3ч.)
 
 
Растения на службе твоего здоровья. Растения – настоящая кладовая ценных и полезных для организма веществ: витаминов, минеральных веществ и многого другого. “Зеленые друзья” на службе у человека: калина, облепиха, черноплодная рябина, подорожник, чеснок, шиповник, капуста и др. Путешествие в страну “Фантазию”.
 
 
 
- VII.            Опасности, подстерегающие нас (3ч.)
 
 
Опасность курения. Отравляющее вещество в табаке – никотин. Сокращение жизни у людей, которые курят и употребляют спиртные напитки, из-за разрушения клеток организма. Вред курильщиков для окружающей природы.
 
 
 
- VIII.         Живая природа (6ч.)
 
 
Богатство нашей природы. Бережное отношение ко всему живому на Земле. Животные – часть нашей жизни. Положительное влияние от общения с домашними животными на подрастающее поколение. Научные открытия, сделанные благодаря животным. Памятники животным. Мы в ответе за, за “братьев” наших меньших.
 
 
 
- IX.               Живительные напитки (2ч.)
 
 
Человек – часть природы вещества, необходимые для роста и развития человека. О пользе воды. Полезная вода – вода из родников. Правила употребления воды человеком. Самый распространенный напиток в России – чай. Разнообразие чая. О пользе соков. Питательная и лечебная ценность свежевыжатых соков. О вреде алкоголя в “Сказке про заветный серебряный ковш” (по И. Борисенко).
 
 
 
- X.                  В здоровом теле – здоровый дух (1ч.)
 
 
Лексическое значение слова здоровье, здороваться, здороветь и т. п. Что значит – быть здоровым. Физическое и духовное здоровье. Полезные советы о закаливании и тренировке организма. О пользе утренней зарядки.
 
 
 
- XI.               Делу время – потехе час (1ч.)
 
 
Игра – труд, обучение, отдых. Развитие волевых качеств в игре. Любимые игры и игрушки детей. Считалки. Игры родителей, дедушек и бабушек.
 
 
 
- XII.            Тайна твоего имени (1ч.)
 
 
Самые распространенные имена и их значения. Фамилия и отчество человека. Что значит: сохранить доброе имя и фамилию своих родителей.
 
 
 
- XIII.         Итоговое занятие (1ч.)
 
 
Радость открытий. “Первая школьная книжка о трезвости” И.П. Мордвинова. Презентация рисунков детей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание тем. 3 класс
 
- I.               Человек создан для счастья (4ч.)
 
 
Понятия: счастье, удача, радость. Качества человека, помогающие стать счастливым. Счастье лучше богатства. Счастье всегда индивидуально.
 
 
 
- II.            Там счастье не диво, где трудятся нелениво (3ч.)
 
 
Понятия: труд, лень. Счастье в труде, учебе, помощи окружающим. Главный труд школьника – хорошая учеба. Полезные дела в семье. Труд кормит, а лень – кормит.
 
 
 
- III.         Счастье – каждый понимает по-своему. (3ч.)
 
 
Понятия темы: достоинство, внимание, уважение. Счастье – стремление к совершенству, к поставленной цели, достижение её. Писатели и философы о счастье. Как человек ощущает счастье?
 
 
 
- IV.           Счастье и разум (2ч.)
 
 
Понятия темы: разум, честь, честный, познание. Что необходимо для счастья? Умный человек – счастливый человек. Способы тренировки ума. Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума – счастливым.
 
 
 
- V.              Учимся, играем – свой мир развиваем (2ч.)
 
 
Понятия темы: игра, игромания, развлечение. Интеллектуальные и подвижные игры. Положительные и отрицательные игры.
Игры, развивающие память, фантазию, смекалку, трудолюбие, физические возможности и др. Игры в твоей семье. Игры-зарядки.
 
 
 
- VI.           Табак или здоровье? (2ч.)
 
 
Понятия темы: табачная соска, хартия, Государственная Дума, Федеральное Собрание. Хартия (документ общественно-политического значения) о борьбе с потреблением табака в Европе. Всемирные дни отказа от курения. Отрицательное влияние табака на здоровье человека. Санитарно-просветительская работа по пропаганде пагубного влияния курения на организм человека.
 
 
 
- VII.        О добре и зле (3ч.)
 
 
Понятия темы: добро, зло, взаимовыручка. Отрицательное влияние табака на все живое. Табак и алкоголь – это зло. Влияние табачных ядов на потомство. Антитабачные листовки. О добром и злом в чешской сказке “Златовласка” (в пересказе К. Паустовского).
 
 
 
- VIII.     Как не стать равнодушным (2ч.)
 
 
Понятия темы: равнодушный, активный, угарный газ. Пассивное курение. Угарный газ – это яд. Отрицательное влияние табачного дыма на здоровье и работоспособность человека. Родителям о вреде курения (монтаж “Поймите нас, взрослые!”). Полезные и приятные дела.
 
 
 
- IX.          Страна сильна, когда здоровы ее люди (2ч.)
 
 
Понятия темы: здоровье, стресс, самосовершенствование, аккуратность, доброжелательность. Признаки здоровья человека: физические и духовные. Борьба людей с безнравственностью. Взаимопонимание с одноклассниками, родителями, окружающими.
 
 
 
- X.             От чего зависит здоровье? (3ч.)
 
 
Понятия темы: Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ), пессимист, оптимист, оптималист. Желание человека – быть здоровым. Влияние наследственности, экологии и медицины на здоровье человека. Что улучшает и ухудшает здоровье? Основное условие здоровья – здоровый образ жизни.
 
 
 
- XI.          Чудо улыбка (3ч.)
 
 
Понятия темы: улыбка, удовольствие, веселье. Значение улыбки в жизни человека (отрывок из рассказа А. Сент-Экзюпери “Празднество души”). Улыбка в твоем доме, школе, классе. Настроение и улыбка. Писатели и философы о радости и улыбки.
 
 
 
- XII.       Умей владеть собой (3ч.)
 
 
Понятия темы: уважение, внимательность, доброта, гнев, поведение. Основа хороших взаимоотношений – уважение к людям. Умение уважать себя, членов семьи, других людей. “Дерево” уважения. Поступок человека, достойный уважения. (Курдская сказка “Три товарища”). Религии мира о “Золотом правиле” уважения.
 
 
 
- XIII.    Что такое хорошо и что такое плохо? (3ч.)
 
 
Понятия темы: жизнерадостный, искренний, настойчивый, правдивый, рассудительный. Положительные и отрицательные качества человека. Положительные качества окружающих тебя людей или героев литературных произведений. Отрицательные качества человека: гордыня, зависть, ленивость.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание тем. 4 класс
 
- I.               Качества человека (2ч.)
 
 
Понятия темы: честный, самодовольный, ошибка, жульничество. Качества, необходимые людям для установления дружественных взаимоотношений. Взаимоотношения в семье между родителями и детьми.
 
 
 
- II.            Секрет успеха (3ч.)
 
 
Понятия темы: воспитание, образование, успех. Отличие воспитания от образования. Систематические занятия – необходимое условие успеха в любом деле. Формула успеха и как ее понимать. Мудрый воспитатель – кто он такой? Воспитание человека – ответственное дело.
 
 
 
- III.         Пагубное влияние алкоголя (2ч.)
 
 
Понятия темы: алкоголь, этиловый спирт. Проблемы, связанные с курением и употреблением алкоголя. Этиловый спирт – сильнодействующий наркотик. Спирт – ядовитое вещество, отравляющее клетки организма.
 
 
 
- IV.           О наших заблуждениях (3ч.)
 
 
Понятия темы: агитация, пропаганда, программирование. Деятельность людей, общественных организаций в защиту трезвого образа жизни. Пьянство в обществе. Воспитание трезвости в семье. Средства массовой информации против отравляющих наркотических веществ.
 
 
 
- V.              Ложь – прибежище слабых (4ч.)
 
 
Понятия темы: обман, ложь, хитрость. Причины, приводящие человека к хитрости, лжи, обману; пути их устранения. Уважение к самому себе и окружающим – дело чести каждого человека. Доверительные отношения меду друзьями. Личное здоровье и свобода всех негативных зависимостей – основа безопасной жизни (по сказке О. Нодь “Основы безопасной жизни муравьиного государства”).
 
 
 
- VI.           Основы безопасной жизнедеятельности (2ч.)
 
 
Понятия темы: уравновешенность, целеустремленность, открытость, общительность. Причины, факторы и поводы в потреблении алкогольной продукции. Психологическая запрограммированность на потребление алкоголя. Стресс и его преодоление. Десять “Нет!” в преодолении стресса.
 
 
 
- VII.        Интуиция и рассудок (2ч.)
 
 
Понятия темы: интуиция, рассудок, вежливость, порядочность. Отличие рассудка от интуиции. Интуиция и рассудок – твои помощники. Человек – творец своей судьбы. Принятие правильного, но трудного решения. Кто такой по-настоящему вежливый человек. Опасные предложения – непредвиденные последствия.
 
 
 
- VIII.     Физическое здоровье человека (5ч.)
 
 
Понятия темы: спорт, физкультура, закаливание. Положительное влияние физических упражнений и нагрузок. Здоровье – заработанная плата за труд и пролитый пот. Спортивная секция – физическая нагрузка и преодоление собственной лени. Физическое здоровье – важнейшая составляющая пожизненного капитала человека. Закаливание и его значение. Правила закаливания. Природное чудо – холодная вода. Правила личной гигиены.
 
 
 
- IX.          Гигиена питания (4ч.)
 
 
Понятия темы: витамины, углеводы, белки. Вредные и полезные продукты. Правильное и сбалансированное питание. Понятие “авитаминоз”. Целебные свойства овощей и фруктов.
 
 
 
- X.             Культура здоровья (4ч.)
 
 
Понятия темы: культура здоровья, народная медицина, резервы здоровья, профилактика, вирус. Профилактика заболеваний. Рационы питания. Лечебные диеты. Фитотерапия. Аксиомы культуры здоровья (по Петленко). Опасные вирусы, вызывающие различные заболевания: простуда, грипп и др. Чистота – залог здоровья.
 
 
 
- XI.          За здоровый образ жизни! (2ч.)
 
 
Совместные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья человека. Рефлексия по пройденному материалу курса (заполнение таблицы). Праздник “Час здоровья”.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЛИТЕРАТУРА
 
- Бикташева З.К. Наркоманом не станет ваше дитя, если… Уфа, 2004. - 96с.
 
- Блокнот для работ. В рамках программы «Думающая молодежь». – М.: ООО «Фирма «Вариант», 2004. – 32с.
 
- Бурцева С.М. Профилактика правонарушения во взаимодействии в системе: школа – семья – социум в условиях сельской школы. – Борогонцы, 2005. – 46с.
 
- Ефимова – Яраева В.П. Азбука вашего здоровья. – Петрозаводск: Карелия, 1996. – 302с.
 
- Карпов А.М. Самозащита от саморазрушения. – М.: МЕДпресс-информ, 2005. – 136с.
 
- Молоков Л. Песни сердца. – М., 2005. – 72с.
 
- Основы собриологии, профилактики, социальной педагогики и алкологии. (Тезисы докладом Международного семинара). Выпуск 14. /Под общей ред. Проф. А.Н.Маюрова. – Н. Новгород: МАТр, 2005. – 153с.
 
- Сафонова П.В. Задачник – собеседник (50 задач о вреде курения). В помощь учителям, родителям и учащимся. – Якутск, 2001. – 45с.
 
- Священник Владимир Игнатьев. Мудрость жизни! – Брянск, 2002. – 268с.
 
10.Теория и практика противодействия наркомании и алкоголизму. Выпуск 2. – СПб.: Отдел по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии, 2005. – 134с.
11.Цыганков В.А. В помощь гибнущему брату. – СПб., 2004. – 44с.
      12. Шилова М.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе. – М., 2004. – 96с.