МЕЖДУНАРОДНАЯ
   АКАДЕМИЯ
      ТРЕЗВОСТИ
Аббас – арабский халиф, дядя Мухаммеда Абдул-Баха (1844-1921) – глава бахаев Аввакум Петрович (1620/21-1682) – протопоп, глава старообрядчества Али Нури Мирза Хусейн (Баха-Улла) (1817-1892) – основатель бахаизма Амосов Николай Михайлович (1913-2002) – хирург, академик, член ЦС ВДОБТ Анслингер Гарри (1893-1975) – один из лидеров мирового прогибиционистского движения Асбери Фрэнсис (1745-1816) – первый методистский епископ Белов Василий Иванович (р. 1932) – русский писатель Бенсон Эзра Тафт (1899-1994) – духовный лидер адвентистов седьмого дня Бирюков Павел Иванович (1860-1931) – российский издатель, общественный деятель Бодхихарма (?-528/536) – основатель чань-буддизма Братанов Димитр Цочев (1909-?) – общественный и государственный деятель Болгарии Будда (Сиддхартхе Гаутаме) (623-544 до н.э.) – основатель буддизма Бунге Густав (1844-?) – профессор физиологии, доктор медицины, доктор химии Бутс Уильям (1829-1912) – основатель Армии спасения Вагнссон Рубен (1891-1978) – шведский государственный деятель, президент IOGТ Весли (Уэсли) Джон (1703-1791) – основатель методизма Весли (Уэсли) Чарльз (1708-1788) – основатель методизма Гагарин Станислав Семенович – русский писатель Ганди Мохандас Карамчанг (1869-1948) – индийский религиозный деятель, моралист Георгий Победоносец (?-303) – святой великомученик Гладков Борис Ильич (1847-?) – председатель Всероссийского Трудового Союза Христиан-Трезвенников Горбунов-Посадов Иван Иванович (1864-1940) – русский педагог, писатель, издатель Гхош Ауробиндо (1872-1850) – индийский религиозный философ Дейчман Эммануил Исаакович (1889-1968) – ответственный секретарь Всесоюзного совета противоалкоголных обществ в СССР Дернов Александр Александрович (1851-1923) – председатель Иоанно-Предтеченского Братства трезвости в России Домбровский Август (XIX-XX вв.) – меценат, основатель трезвеннического общества «Северное сияние» в Латвии Достоевский Федор Михайлович – русский писатель Дудочкин Петр Петрович (1916 – 2003) – русский писатель Жданов Степан Иванович (1926-1996) – основатель Международной Славянской Академии Заратуштра (Заратустра) Зороастр (между 10 и 6 вв. до н.э.) – пророк и реформатор древне-иранской религии Ибн Сина (Авиценна) (980-1037) – врач, энциклопедист Иванов Порфирий Корнеевич – основатель учения о здоровом образе жизни Иисус Христос – Богочеловек, Сын человеческий Иоанн (Снычев Иван Матвеевич) (1927-1995) – митрополит С.-Петербургский и Ладожский Русской православной церкви Иоанн Златоуст (347-407) – святой Русской Православной Церкви Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча) – предшественник Иисуса Христа Иоанн Кронштадтский (Сергиев Иван Ильич) (1829-1908) – святой Русской Православной Церкви Иоанн Лествичник (до 579-ок. 649) – византийский религиозный писатель Караваев Виталий Васильевич (1913-1985) – основатель караваевского движения в России Карлсон Свен-Олоф – президент IOGT Катанов Николай Федорович (1862-1922) – профессор, лидер трезвеннического движения в России Кёртис Натаниэль (1801-1863) – лидер международного трезвеннического движения Ковен (Кальвин) Жан (1509-1564) – основатель Кальвинизма Кокушкин Яков Карпович (1892-1984) – зачинатель V этапа трезвеннического движения в СССР Колстад Хельге (р. 1944) – деятель мировою трезвеннического движения Конфуций (Кун-цзы) (551-479 до н.э.) – основатель конфуцианства Красноносов Игорь Александрович (1923-1999) – русский социолог, основатель 5 этапа трезвеннического движения в России Крепелин Эмиль (1856-1926) – немецкий психиатр, основатель научной школы Кун Леврет – основатель Международной организации обществ трезвости (IOGT) Лао-цзы (VII в. до н.э.) – основатель философского даосизма в Китае Ларин Юрий (Ларин Михаил Александрович, Лурье Михаил Зальманович) (1882-1932) – председатель Всесоюзного совета противоалкогольных обществ в СССР Левский Васил (1837-1873) – прародитель трезвеннического движения в Болгарии Линкольн Авраам (1809-1865) – 16-й президент США, сторонник сухого закона Мальцев Терентий Семенович (1895-1994) – русский полевод, народный академик Маркуссон Аке – президент IOGТ Мать Тереза (Агнесс Гонджа Бояджиу, Болдиску) (1910-1997) – лауреат Нобелевской премии Матью Теобальд (1790-1856) – капуцинский монах в Ирландии Миклухо-Маклай Николай Николаевич (1846-1888) – русский этнограф Миллер Уильям (1782-1849) – основатель адвентизма Мухаммад Абд аль-Ваххаб (1703/04-1792) – основатель ваххабизма Мухаммед (Магомет, Магомед) (570-632) – основатель ислама, пророк Носов Николай Николаевич (1908-1976) – русский писатель Орне Джонатан (1825-1890) – руководитель Международной организации добрых храмовников Павлов Иван Петрович (1849-1936) – советский академик, физиолог Пророк Даниил – праведник, мудрец Рабиндранат Тагор (1861-1941) – индийский писатель и общественный деятель Рамакришна Шри (Гададхар Чаттерджи) (1836-1886) – индийский мыслитель Рачинский Сергей Александрович (1843-1902) – народный учитель в России Раш Бенджамин – проповедник трезвости в США Свами Прабхупада (1896-1977) – основатель Международного общества сознания Кришны Святослав – князь Киевской Руси Серафим Саровский – святой Русской Православной Церкви Сергий Радонежский (Варфоломей) (1314/1319-1392) – святой Русской Православной Церкви Сеченов Иван Михайлович (1829-1905) – создатель русской физиологической школы Сикорский Иван Алексеевич (1842-1919) – русский психиатр, публицист Смит Джозеф младший (1805-1844) – основатель Церкви Иисуса Христа святых последних дней в США Смит Мервин (XIX в.) – лидер международного трезвеннического движения Сократ (470-399 до н.э.) – древнегреческий философ Соловьев Александр Титович (1853-1919) – председатель Казанского общества трезвости Тенев Иван (1913-1976) – председатель Национального комитета трезвенности Болгарии Тёрнбул Уильям (1842-1925) – руководитель Международной организации добрых храмовник Тициан – итальянский живописец Толстой Лев Николаевич (1829-1910) – русский писатель Углов Федор Григорьевич (1904-2008) – русский хирург, академик Финч Джон (1852-1887) – деятель международного трезвеннического движения Фишер Анна Клара (1921-1967) – президент Немецкого союза женщин-трезвенниц Фокс Джордж (1624-1691) – основатель квакеров Фокс Чарлз (1873-1929) – основатель пятидесятничества Форель Август (Огюст) (1848-1931) – швейцарский невропатолог, президент Нейтрального IOGT Форсайт Джесси (1847-1937) – деятель международного трезвеннического движения Франклин Бенджамин (Вениамин) (1706-1790) – американский государственный деятель Худолин Владимир (XIX-XX вв.) – профессор, основатель Международного движения семейных клубов трезвости Чамберс Гарри (1803-1896) – лидер международного трезвеннического движения Чейз Симеон (?-1909) – лидер международного трезвеннического движения Челышов (Челышев) Михаил Дмитриевич (1866-1915) – депутат Государственной Думы России Чуриков Иван (XIX-XX вв.) – лидер движения чуриковцев в России (духовных христиан-трезвенников) Шичко Геннадий Андреевич (1922-1986) – лидер трезвеннического движения в СССР, создатель метода избавления от зависимостей Шри Ауробиндо Гхош (1872-1950) – индийский философ, мыслитель Штубер Вилли (1928-1996) – президент Интернационального союза безнаркотического воспитания

Основные термины и понятия, применяемые в антинаркотической воспитательно-профилактической работе с подростками и молодежью

Ф


Факторы риска – общее название факторов внешней и внутренней среды организма и поведенческих факторов, не являющихся непосредственной причиной определенной болезни, но способствующих увеличению вероятности ее возникновения и развития, ее прогрессированию и неблагоприятному исходу.

Среди бесспорных факторов риска наиболее существенными и распространенными являются следующие: 1) гипокинезия и гиподинамия; 2) переедание и связанные с ним избыточная масса тела и ожирение; 3) постоянное психоэмоциональное напряжение, неумение отключаться и правильно отдыхать; 4) потребление алкоголя, табака и других наркотиков. Имеется точка зрения, что факторами риска являются все факторы дезадаптации, ведущие к нарушению гомеостаза.


Факторы риска ухудшения здоровья – факторы поведенческого, биологического, генетического, социального характера, факторы связанные с загрязнением окружающей среды, природно-климатическими условиями, которые в наибольшей степени увеличивают вероятность ухудшения состояния здоровья, возникновения и развития заболеваний.

Выделяются следующие основные разновидности факторов риска: поведенческие (бихевиористические) факторы риска (напр., курение, потребление наркотиков, употребление алкоголя, нерациональное питание, недостаточная физическая активность и т.д.); генетические факторы риска (предрасположенность к наследственным болезням); биологические факторы риска (напр., повышенный уровень холестерина, повышенное кровяное давление, перенесенные травмы и заболевания и т.д.); социальные факторы риска (напр., социальная изоляция, низкий уровень образования, низкий уровень дохода, плохие жилищные условия, профессиональные вредности и т.д.); психологические факторы риска (длительные отрицательные эмоциональные стрессы, психологические перегрузки, отсутствие гармонических отношений с окружающими и т.д.); факторы риска, связанные с загрязнением окружающей природной среды (атмосферы, воды, почвы), продуктов питания; факторы риска, связанные с природно-климатическими условиями (резкая смена атмосферных явлений, повышенные магнитные и другие излучения и т.д.).


Факторы устойчивости – факторы, способствующие увеличению ресурсов здоровья. Это достаточные знания о здоровье, личные трезвые привычки, способствующие здоровью, факторы, повышающие эмоциональную и физическую стабильность, хороший статус питания, иммунитет, удовлетворяющая и не связанная с чрезмерными стрессами работа, достаточный сон, отдых и др. Однако действие факторов устойчивости, как и факторов риска, неоднозначно, так как оно обусловлено целым рядом количественных параметров и сопряжено с действием сопутствующих факторов и условий.


Факторы, влияющие на здоровье:

  1. Индивидуальный потенциал здоровья человека (иммунитет, статус питания, осознание своего «Я», положительное отношение к здоровью, адекватные знания, способность противостоять стрессу, эмоциональная устойчивость, физическая форма, трезвость, способность к самозащите).
  2. Поведение (работа и рекреация, привычки, еда, питье, подвижность, отношение к социуму, стресс, возбуждающие средства).
  3. Социокультурная система (семья, соседи, место работы, среда досуга, средства массовой информации, службы здоровья).
  4. Социально-экономические и политические условия (материальные ресурсы, доход, социальная безопасность, образование, политические приоритеты).
  5. Физико-биологическая среда (природа, климат, жилище, рабочее место, связь, транспорт, вода, отходы, пища, товары).

Феминизация алкоголиков – ослабление мужских и развитие женских признаков в результате хронического отравления этанолом половых желез. (Г.А. Шичко).


Физиология – (греч. physisприрода, греч. logos - учение) – медико-биологическая наука, изучающая жизнедеятельность целостного организма и его частей – систем, органов, тканей, клеток – выявляющая причины, механизмы и закономерности жизнедеятельности организма и взаимодействия его с окружающей средой. Различают общую Ф., Ф. человека и т.д. Выделяют также Ф. отдельных процессов роста, развития, труда, высшей нервной деятельности, дыхания, пищеварения, выделения и др.


Физическая зависимость – это состояние адаптации, выражающееся в явных нарушениях физиологии в случае прекращения употребления наркотиков или в случае нейтрализации их эффектов посредством применения соответствующих антагонистов. Это явление находится в непосредственной связи с фармакологическим действием наркотика на живую клетку.


Физическое благополучие – это способность человека к повседневной физической активности, к полноценному труду, требующему физических усилий. Однако физическое благополучие человека может быть оценено лишь при учете его индивидуальных характеристик – возраста, пола, трудовых навыков, характеров профессиональной деятельности, региональных условий жизни и т.д.


Философия собриологии – философско-понятийное осмысление сущности трезвости, ее возникновения, связи с др. явлениями, осмысление соизмеримости сформулированных и кодифицированных трезвеннических положений с лежащим в их основе идеями и нравственными целями. В частности Ф.с. рассматривает трезвость с логической, гносеологической, социологической, юридической, валеологической и этической точек зрения. Различные по содержанию направления Ф.с. объясняются различиями в мировоззрении, лежащем в их основе, и в том историческом состоянии трезвости, с которой связано ее философское осмысление. До наст. времени важнейшими направлениями Ф.с. были: естественная трезвость; трезвенническая школа (20-е г.г. в СССР, в конце XIX в. в США); безнаркотическое воспитание (философия деятельности IVES); гуманизм и трезвость (философия 10 GT) и др.


Фон алкогольный – тип социально-психологической обстановки. Основные признаки и сущность ее характеризуют жизненный уклад микросреды, в которой алкоголизация не встречает общественных заслонов или других сдерживающих экономических и административных препятствий. Ф.а. следует рассматривать в совокупности составляющих его и неразрывно связанных между собой компонентов. С точки зрения психологии, Ф.а. – это настрой людей на употребление спиртного, высокая откликаемость на соблазн выпивки, допустимость алкоголизации устоями микросреды, наличие проалкогольных установок в психологии населения. Ф.а. подразделяется на средовой (питейное ориентирование) и субъективный (патофизиологический) фон, на котором могут проявляться различные изменения внутренних органов и нервной системы на микро- и макроуровне. Ф.а. – первооснова, на которой базируется процесс алкоголизации населения. В развитии этого процесса могут быть подъемы и спады, питейный климат может перерасти в алкогольный или наоборот, исчезнуть, когда прошли праздники или изменилось почему-либо настроение членов микросреды, ее состав. Но Ф.а. в микросреде или пьющем индивиде всегда остается как «тлеющие угли алкоголизации». Будучи предпосылкой последующих алкоголизаций, Ф.а. становится продуктом их развития и следствием. При этом возникает эффект наложения при повторных алкоголизациях, усиливающий и подкрепляющий Ф.а.


Формирование культуры здоровья – это побуждение к включению в повседневную жизнь индивида различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья: отказ от всех вредных для культуры здоровья привычек; овладение знаниями, на основе которых можно грамотно, безопасно и с пользой для здоровья начать вести трезвый образ жизни, постепенно добиваясь, чтобы эти повседневные формы укрепления здоровья стали привычными.


Формирование трезвости – процесс становления трезвой личности в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного трезвеннического воспитания и собственной активности личности (самовоспитания).


Формы трезвеннического воспитания – способы применения отдельного средства или совокупности средств в определенной последовательности для осуществления процесса трезвеннического воспитания. Если средства позволяют говорить о том, с помощью чего методы трезвеннического воспитания получают реальное воплощение, то формы показывают как, каким образом осуществляется это воплощение. Ф.т.в. делятся на индивидуальные, групповые и массовые.


Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Х. обнаруживает зависимость от мировоззрения личности, ее убеждений и моральных принципов, выявляя тем самым свою общественно-историческую природу.


Хореотерапия – использование танца, пластики и ритмики в лечебных и профилактических целях. Развитие современной Х. с 30-х гг. связано с именем Чейз (Chase M.), автора соответствующей главы в книге Морено (Moreno J. L.), посвященной групповой терапии. Х. может выделяться в качестве одного из направлений арттерапии, составного элемента активной музыкотерапии (Менегетти - Meneghetti T. и др.) или как одна из форм терапии физической активностью (Славсон - Slavson S. R., Шиффер - Schiffer M.).


Ц


Целебный зарок – метод избавления от алкогольной и наркотической зависимости, разработанный Г.И. Григорьевым в СПб. Метод Ц.з. в своей основе имеет три базовые составляющие:

1. Психотерапевтический метод стрессотерапии алкоголизма, разработанный народным врачом СССР А.Р. Довженко.

2. Опыт борьбы с алкоголизмом Русской Православной Церкви, обобщенный в практической работе Свято-Александро-Невского общества трезвости и милосердия под председательством Александра Рождественского в конце 19 и нач. 20 в. и под председательством протоирея Василия Лесняка в 60-90-х годах 20 в.

3. Духовно-психологический опыт православного душепопечения.


Цели трезвеннического воспитания – намечаемые, достижимые и поддающиеся измерению положительные изменения в ресурсах культуры здоровья (трезвеннической культуре, стилях жизни в отношении здоровья), потенциале и балансе здоровья индивида, групп, социальной общности в результате комплексной обучающей и воспитательной трезвеннической деятельности.

Если положительные изменения в трезвеннической культуре, стилях жизни являются непосредственной целью трезвеннического воспитания, то улучшение потенциала и баланса культуры здоровья как результат улучшения его ресурсов, рассматриваются, как конечная цель трезвеннического воспитания.


Цель трезвеннического исследования – общая направленность исследования, ожидаемый конечный результат. Решение проблемы исследования всегда связано с теми или иными целями – повышение эффективности трезвеннической работы, снижение наркотизации, решения проблемы собриологии, повышения эффективности антиалкогольного воспитания и т.д. Ц.а.и. определяет преимущественную ориентацию на решение внутри научных или прикладных задач. Исследование, ориентированное на решение внутренних задач, может быть направлено на построение социальной теории объекта исследования, проверку и исследование методики исследования. Во всех случаях данный тип исследования должен давать новые или способствовать обоснованию уже имеющихся научных знаний.


Цель формирования трезвого образа жизни – учитывая возможности социальной среды, целенаправленного педагогического действия и активной антиалкогольной деятельности самих учащихся, преодолеть первое или эпизодическое употребление школьниками алкогольных изделий и существование у них алкогольной иллюзии, предрассудки и трезвенные предубеждения, обогатить учащихся научными трезвенными знаниями, выработать у них трезвенные убеждения и сформировать потребность в трезвом образе жизни.

Классификация Ц.ф.т.о.ж.: в зависимости от времени их реализации: стратегические, тактические и оперативные; в зависимости от этапов организации процесса формирования трезвого образа жизни: цели социально- и психолого-педагогической диагностики, цели планирования (перспективного, рабочего, математического, календарного и т.д.); цели организации мероприятий и деятельности; цели реформирования, цели контроля, цели учета, цели оценки и цели анализа результатов работы; в зависимости от видов деятельности: изготовление средств наглядности, пропаганда идей трезвого образа жизни, проведение исследовательской работы по данной проблеме и т.д.


Ценности моральные – понятие этики, с помощью которого характеризуется значение для общества и человека социально-исторических явлений. В Ц.м. выражено деятельно-заинтересованное отношение человека к миру и самому себе, а также проблематичность реализации актуальных нравственных потребностей в реальной жизни. Добро цениться потому, что есть зло, нравственный поступок выступает ценностью благодаря тому, что существует реальная возможность его другого варианта, трезвость ценится потому, что есть пьянство и т.д.

К числу Ц.м. относятся: жизнь и достоинства человека, его нравственные качества, нравственные характеристики поступков, деятельности и отношений; содержание различных форм морального сознания: норм, принципов, идеалов, этических понятий (добра, зла, справедливости, трезвости); нравственные характеристики деятельности общественных институтов, группы, лиц, коллективов, классов и др. общественных движений и организаций, которые воздействуют на социальную жизнь, затрагивают интересы людей, укрепляют или подрывают устои существующего общества, способствуют или препятствуют общественному прогрессу.

Ц.м. как последовательные цели формирования образа жизни человека образуют связную систему, способную активно стимулировать и направлять его деятельность к творческому, сознательному выбору жизненных решений социальных и индивидуальных проблем. Ц.м. могут стать фактором нравственного отношения, к действительности только будучи реализованными в реальном поведении. Общественная сила Ц.м. – идеальных мечтаний о добре, счастье и благе человечества – проявляется в деятельности.


Ценностные ориентации в отношении культуры здоровья – разделяемые индивидом социальные ценности, касающиеся культуры здоровья, которые определяют жизненные цели в отношении здоровья и основные средства достижения этих целей; в силу этого приобретают функцию важнейших регуляторов поведения индивида в отношении здоровья.


Цитогенетика человека – наука, изучающая материальные носители наследственности человека – хромосомы.


Ч


Человек – высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Отличительной особенностью человека является способность производить орудия, использовать их для воздействия на окружающий мир. Сущность человека – совокупность всех общественных отношений. Человек возник на Земле в итоге длительного историко-эволюционного процесса не позднее 40 тыс. лет назад. Человек современного вида –Homo sapiens (человек разумный) не есть Homo bibens(человек пьющий). Ч. – высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. По своей природе Ч. является целостным биосоциальным существом, в котором биологическое и социальное находятся в диалектическом единстве, взаимодействии и взаимопроникновении.


Чувства нравственности – эмоциональная форма усвоенных личностью моральных принципов, норм, представлений. Ч.н. являются переживаниями, отражающими отношение человека к обществу, другим людям, самому себе на основе ценностей моральных. Они всегда социально обусловлены и носят исторический характер: от общественно-экономической формации к др. меняется их содержание и направленность. Ч.н. многообразны – это чувство совести, долга, ответственности, справедливости, чести и т.д., но в их основе всегда лежит психологич. способность сопереживания др. людям, стремление облегчить чужую боль, страданий, прийти на помощь в трудную минуту, помочь отрезвиться.

Ч.н. условно можно разделить на простые и сложные. Простые Ч.н. тесно связаны с эмоциями (чувство стыда, гнева, возмущения и т.д.) и не всегда бывают достаточно осознанными. Сложные Ч.н., как правило, опосредованны размышлениями (напр., чувство вины, раскаяния) и мироощущением личности. Осмысление Ч.н. приводит человека к подчинению собственных, узко личных интересов интересам др. людей, интересам коллектива, а также трезвенным идеалам и нормам моральным. Это не означает, однако, что Ч.н. не выходят за рамки сознания индивида – они реализуются в процессе деятельности человека в обществе, т.е. в его поступках. Именно в этом и заключается их функциональная роль: Ч.н. выступает как побудительная сила к трезвенному действию. При этом в структуре Ч.н. важное значение приобретает способность личности к верной моральной оценке ситуации и воля.


Ш


Шесть основных прав – права, внесенные в Хартию борьбы с потреблением табака, утвержденные на 1 Европейской конференции по политике в отношении табака (Мадрид, 7-11 мая 1988).

1. Право дышать свежим воздухом, не загрязненным табачным дымом. 2. Каждый ребенок и подросток имеет право быть защищенным от любых действий, способствующих его приобщению к табаку. 3. Все граждане имеют право дышать чистым воздухом, не загрязненным табачным дымом, в общественных помещениях закрытого типа и на транспорте. 4. Каждый работающий имеет право дышать на своем рабочем месте чистым воздухом, не загрязненным табачным дымом. 5. Каждый курящий имеет право на поощрение и помощь, способствующие преодолению привычки к употреблению табака. 6. Каждый гражданин имеет право быть информированным о том огромном риске для здоровья, с которым связано потребление табака.


Шизофрения – (греч. schizo - раскалывать, разделять, расщеплять, греч. phrenум, разум; син.: Блейлера болезнь, слабоумие раннее) – эндогенная (возникающая, развивающаяся в организме вследствие внутренних причин) психическая болезнь с непрерывным или приступообразным течением, проявляющаяся изменениями личности (снижение активности, эмоциональное оскудение, аутизм, утрата единства психических процессов, нарушение мышления) и различными продуктивными симптомами (галлюцинации, аффективные расстройства, кататония (двигательные нарушения в форме возбуждения, ступора или их последовательного чередования) и др.


Школа здоровья – это такое учреждение образования, в котором педагоги и воспитанники находятся в наиболее благоприятных относительно состояния их здоровья медико-педагогических, социально-бытовых, нравственных условиях. Организационные и содержательные формы деятельности Ш.з. зависят от специфики учреждения: среды, в которой оно действует, ее социального и экологического фона, особенностей коллективов педагогов и детей, состояния их здоровья, обстановки в семьях, качества мед. обслуживания и других факторов.


Школы укрепления здоровья – проект ВОЗ. В рамках данного проекта школа рассматривается как конкретная среда для пропаганды и укрепления культуры здоровья. Участие педагогов, учащихся, родителей, окружения используются для создания обстановки, поддерживающей трезвый образ жизни и стимулирующий развитие навыков здорового образа жизни.


Школьная гигиена – наука, изучающая взаимодействие организма ребенка со школьной средой с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья.


Шок – (франц. Choc) – остро развивающийся, угрожающий жизни патологический процесс, обусловленный действием на организм сверхсильного патологического раздражителя и характеризующийся тяжелыми нарушениями деятельности центральной нервной системы, кровообращения, дыхания и обмена веществ.


Э


Эвристическая трезвенническая беседа – один из методов проблемного обучения, применяемый в трезвенническом обучении и воспитании, который способствует развитию у слушателей находчивости, познавательной активности. Готовясь к эвристической беседе, педагог формулирует серию взаимосвязанных вопросов, подвопросов, ответы на которые позволят слушателям разобраться в проблеме. Ставя вопрос за вопросом, педагог постепенно подводит аудиторию к решению проблемы в целом. Э.т.б. реализуется по-разному в зависимости от уровня теоретической подготовки и опыта антиалкогольной учебы слушателей: или в форме общей творческой дискуссии, или беседы по отдельным вопросам, если уровень подготовки воспитанников не позволяет им рассматривать проблему сразу. Э.т.б. при умелом подборе жизненных проблем вызывает высокую активность мыслительной деятельности учащихся или студентов, стимулирует самостоятельность их суждений, развивает навыки использования теоретических знаний на практике.


Эйфоримания – термин впервые применен социологом И.А.Красноносовым. Мировая статистика отмечает (особенно в экономически развитых странах!) во второй половине ХХ в. невиданное доселе по размаху загрязнение не только внешней среды обитания людей (воздух, вода, земля), но внутренней среды самого человека – его организма, как за счет обратного воздействия «испорченной» среды, так (и это главное) за счет самоотравления различными наркотическими в-вами, особенно «узаконенными» - ал-лем и никотином.

Научно установлено, что все виды наркотического самоотравления почти однообразно воздействуют, в основном, на две системы организма человека, реагирующие и контролирующие его эмоциональную сферу жизни. Их назвали опиатная и катехоламиновая. По мере систематического воздействия наркотика, системы эти так изменяются, что человек понемногу, а потом и полностью теряет свою человеческую свободу, становится зависимым от вредоносного в-ва, которое как бы начинает все более входить в физиологические обменные процессы его организма.


Эйфория – это субъективно приятное состояние, заключающееся в ощущении возбуждения, особой «бодрости», «прилива» сил, «улучшения» настроения, в ощущении своей значимости, порой неограниченности возможностей. Иногда Э. проявляется в ощущении приятной оглушенности, расслабленности, удовлетворенности, безмятежности и «благополучия», особого душевного равновесия. Будучи субъективно приятной, Э. – объективное вредное состояние, т.к. при этом человек всегда в той или иной степени отключается от реальности: ведь в его положении среди других людей, в его делах, в окружающей обстановке ничего не меняется, он же чувствует себя на верху блаженства – без всяких для этого оснований. Это ведь не радость и удовлетворение от успешно выполненной работы, от благополучно преодоленных трудностей, от одобрения и признания окружающих. Это, по существу, совершенно незаконное состояние удовлетворения вследствие «обмана» психики хим. в-вом.

Состояние Э. вредно и тем, что при его повторении у человека постепенно развивается болезненное стремление испытывать его вновь и вновь, и для этого он стремится достать и принять в-во, которое это состояние вызывает. В результате развивается пагубное пристрастие, зависимость, называемая наркоманией. Вред ее не только в том, что человек стремится отключаться от реальности, что полностью изменяется его отношение к окружающему, рушиться вся система ценностной ориентации. Вред ее заключается и в том, что вызывающее Э. в-ва ядовиты. Они отравляют организм, дополняя нарастающую психическую деградацию глубоким его истощением. (по Д.В. Колесову)


Экологическая наркология – отрасль медицины, изучающая особенности диагностики, клиники, лечения наркологических заболеваний, а также вопросы профилактики и реабилитации наркологического контингента, длительное время находящегося в экологически неблагоприятных условиях. В качестве самостоятельного научно-практического направления Э.н. была основана и выделена в 1989 г. П.И. Сидоровым, А.Г. Соловьевым и др.


Экономические основы трезвеннического воспитания – научные основы трезвеннического воспитания, отражающие концепции об отношениях между состоянием культуры здоровья и экономическим положением населения в целом, общественных групп, индивида. Принимается во внимание положение о том, что охрана здоровья человека, как производителя и потребителя материальных и духовных благ, является важной госуд. задачей. В трезвенническом воспитании используются положения экономики о взаимосвязи между состоянием культуры здоровья человека и уровнем его материального обеспечения, между здоровьем населения в целом и развитием производительных сил в стране.


Экономические потери от алкоголепотребления. По характеру происхождения и содержанию делятся на прямые и косвенные. К прямым потерям относятся: прогулы, текучесть кадров, простои, отпуска с разрешения администрации, материальный ущерб от брака, производственных и дорожных аварий, хищений собственности, несчастных случаев на производстве, гибель людей при пожарах, взрывах, во время купания, гибель от опоя, самоубийства и т.п. К косвенным потерям – снижение производительности труда и дезорганизация производства, повышение уровня общей заболеваемости, профессиональная деградация лиц, потребляющих алкоголь. Непроизводительные потери представляют собой бесполезные потери для общества, затраты времени на пребывание в медвытрезвителях и отбывание наказания за мелкое хулиганство, на нахождение под арестом до вынесения судебного приговора за уголовные преступления. Сюда же относится время, затраченное медицинскими работниками, работниками органов МВД, прокуратуры, юстиции, суда, общественных организаций на избавление от зависимостей или профилактику пьянства.


Экспересс-диагностика здоровья – ускоренная диагностика, основывающаяся на нормативном подходе к оценке здоровья, предназначенная для незамедлительного отнесения человека к той или иной группе для принятия диспансерных или оздоровительных мер в медицинской профилактике.


Эксперимент в собриологии – метод научного познания, эффективный способ получения информации о характере и специфике изменений показателей антиалкогольной деятельности и трезвенного поведения социальных объектов под воздействием заданных и управляемых факторов. В практике собриологических исследований метод эксперимента используется также для проверки выдвинутых гипотез. Специфика его в том, что объектом собриологического исследования являются люди. Это определяет его основные особенности по сравнению с естествено-научным экспериментом. Во-первых, действие факторов алкогольной ситуации, как используемых в ходе эксперимента, так и препятствующих его нормальному проведению, невозможно в отличие от естественнонаучного эксперимента поставить во временные рамки, что обусловлено наличием у социального объекта исследования памяти и способности аккумулировать действие причинных факторов за весьма значительные промежутки времени. Во-вторых, для Э.с. характерно неизмеримо большее количество факторов, влияющих на антиалкогольную действительность, более высокий уровень причинной зависимости трезвенных явлений. В-третьих, Э.с., затрагивая конкретных людей ставит перед исследователями проблемы нравственно-эстетического характера, что требует от последних более высокого чувства ответственности.


Эндогенный – возникающий, развивающийся в организме вследствие внутренних причин. Например, эндогенный ал-ль.


Энотерапия – лечение вином. Применялось в России до начала XX в. В 1915 г. Пироговское совещание русских врачей приняло резолюцию: «1. Нет ни одного органа человеческого тела, который не подвергался бы разрушительному действию алкоголя. 2. Алкоголь не обладает ни одним таким действием, которое не могло бы быть достигнуто другими лечебными средствами, действующими полезнее, безопаснее и надежнее. 3. Нет такого болезненного состояния, при котором необходимо назначать алкоголь на сколько-нибудь продолжительное время. 4. Необходимость исключения алкоголя из списка лекарственных средств является выводом из множества научных наблюдений и точных лабораторных исследований». Тремя годами позже аналогичное решение принял съезд врачей США, который также установил, что алкоголь приносит только вред.

Алк. изделия в виде так называемых лечебных вин давно исключены из Государственной фармакопеи СССР и России и руководств по лечебному питанию.


Эскапизм (англ. esceipe – бежать, спастись) – разрыв со сложившимися в обществе стандартами и нормами поведения, уклонение от гражданских и иных обязанностей, неприятие ценностей господствующей культуры.

Э. – это «бегство» индивидов и «отверженных» социальных групп от посягательств общества в сферу частной, приватной жизни, в мир грез и миражей (алкоголизм, наркомания), в область религиозной веры. Стремление уйти от действительности может возникать вследствие безуспешных попыток адаптироваться к социальной среде.


Эстетотерапия – избавление от зависимости красотой. Метод избавления от алкоголизма, основан на естественном желании женщины быть более привлекательной. За чашкой чая или кофе в непринужденной беседе при участии массажистки-косметолога, психолога и психотерапевта женщины обсуждают вопросы ухода за своей внешностью, манеру современно одеваться и т.д. Все это способствует переключению интересов, имеет большое значение в пробуждении вкуса к полнокровной жизни.


Этапы трезвеннического исследования – стадии реализации целей и задач исследования, характеризующиеся относительной независимой последовательностью, а также содержательной преемственностью. Выделяют следующие Э.т.и. – разработки программы исследования, полевой этап, обработки информации, анализа данных, формулирование выводов.


Этикет – (фр. etiquette – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления, отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).


Этиология (греч. aitia – причина, logos –учение) – учение о причинах и условиях возникновения болезней. В более узком смысле термином «Э.» обозначают причину возникновения болезни или патологического состояния. Э. и патогенез – две стороны любого патологического процесса, без которых не может существовать сам процесс.


Этиология культуры здоровья – учение о причинах, лежащих в основе высокого и стабильного уровня здоровья, и факторах, способствующих формированию здоровья. Теоретический базис учения пока еще остается в стадии разработки.


Этнонаркология – научная дисциплина, находящаяся в стадии научного формирования на стыке медицины с экологией и биологией человека; она базируется и имеет зоны перекрытия с этнографией, этнопедагогикой, антропологией, демографией, психологией, медицинской и популяционной генетикой, биохимией. Суть Э., ее основные проблемы кратко сводятся к тому, чтобы осуществлять поиск в понимании психиатрической и наркологической патологии (в ее возникновении и течении), учитывающей этногенез, этнос природной системы и их адаптацию, как к экстремальной природной среде, так и психофизиологической переадаптации к новым, неустойчивым, социально-экономическим перестройкам.


Этнопедагогика – формирующая отрасль педагогики: изучает специфику и закономерности народного воспитания, накопленный и отраженный в национальной культуре, народных традициях, обычаях, фольклоре, опыт воспитания, культура здоровья; анализирует взаимосвязи и взаимовлияния педагогики и этнических воспитательно-образовательных систем.


Эффективность в трезвенническом воспитании – соотношение между действительными достижениями программной деятельности трезвеннического воспитания и желаемыми результатами, которые в процессе планирования были определены как ожидаемые.

Действительные достижения, т.е. реальные итоги, полученные в результате внедрения программ трезвеннического воспитания, могут иметь характер социальный (т.е. выражаться в изменениях уровня трезвеннической культуры – знаний, умений, ценностных ориентаций в отношении трезвости и здоровья и т.д.); медицинский (т.е. выражаться в улучшенном состоянии здоровья, снижения уровня заболеваемости, травматизма и т.д.); экономических, отражая снижение материальных и финансовых затрат. В этой связи можно говорить о социальной, педагогической, медицинской и экономической эффективности программ трезвеннического воспитания.


Ю


Ювенология – учение о сохранении, продлении молодости и восстановлении ее в пожилом возрасте посредством изменения образа жизни и использования комплекса природных факторов по методу, разработанному профессором Е.Б. Красовским. В основу Ю. положены принципы оздоровления и реабилитации, однако, некоторые положения этого учения (здоровый образ жизни, закаливание, трезвость, режимы труда и отдыха, фитопрофилактика и др.) сближают его с общей валеологией.


Юридические основы трезвеннического воспитания – научные основы трезвеннического воспитания, отражающие концепции юриспруденции о системе социальных норм, правовых формах организации и деятельности государства и политической системы общества в целом. В качестве государственно-правовых основ трезвеннического воспитания выступает теория государства и права, согласно которой государственные и правовые отношения являются составной частью общественной надстройки.


Я


Я – результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющий ему ощутить себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой – как в отношении своего прошлого, так настоящего и будущего. «Я» формируется в деятельности и общении. Изменяя в предметной деятельности окружающий мир и взаимодействуя с другими людьми, субъект отделяет свое «Я» от «не-Я», непосредственно переживая свою не идентичность другим объектам. «Я» оценивается субъектом в «Я-концепции», образуя ядро человеческой личности.


Язык утверждения и сохранения культуры здоровья и трезвости – комплекс понятий, слов и выражений, способствующих утверждению и сохранению полноценного здоровья и трезвости человеком, семьей, обществом в целом. Говоря о Я.у.с.к.з.т., нужно все время помнить, что применяемые в языке слова, выражения, понятия и определения плюс ко всему способствуют и правильной обработке информации.

Невозможно утверждать культуру здоровья и трезвость, что-то объяснить другому человеку, пользуясь языком, программирующим людей на самоотравление табачно-алкогольно-наркотическими ядами. Свободное владение «Языком утверждения и сохранения культуры здоровья и трезвости» является одним из признаков разрушения программы наркотического самоотравления и соответственно освобождения от табачно-алкогольно-наркотической зависимости. (по А.А. Звереву)